Доктор Avic

 

Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo

Doctor Avic

Дoмoй Bвepx Содержание [Bвepx] [Борьба с "чеком"] [Впускной коллектор] [Давление газов] [Катализатор] [Клапан EGR] [Компрессия] [Нафталин] [Не заводится] [Прокладка крышки] [Ремни: ПВА и ГРМ] [Система выпуска] [Фильтр газов] [Шум двигателя] [Эндоскопия]

Bвepx

 

Ревизия ремня двигателя: привода вспомогательных агрегатов (ПВА) 10.06.2010, 50000 км.

     

После пробега в 50000 км стала "грызть" мысль о состоянии ремней. Это ремень привода вспомогательных агрегатов (генератора, гидроусилителя руля и кондиционера). Второй ремень скрытый от визуального осмотра -  это ремень ГРМ (газораспределительного механизма). 

Ремень привода вспомогательных агрегатов (ПВА) при покупке машины и при последующей эксплуатации я периодически смотрел и пробовал рукой степень натяжения ремня. Всё было в норме. После 49000км и прочтения форума более тщательно осмотрел ремень. Тоже ничего не обнаружил. После 50000км вооружился лапароскопом и осмотрел внутреннюю поверхность ремня ПВА: обнаружил множество мелких трещин, впрочем, не проникающих в подложку.

Пробег 51000км - измерил заводское натяжение ремня ПВА. При перпендикулярном натяжении ремня в точке крепежа верхней опоры двигателя и приложении силы в 10 кгс, ремень отошёл от исходного положения на 18мм. На тыльной поверхности ремня обнаружил заводскую маркировку длины ремня. Она оказалась равной 1875 мм. Купленный накануне ремень в 1873 мм придется обменять.

Решил посмотреть и ремень ГРМ. Снял корпус воздушного фильтра, под ним обнаружил множество грязи, песка, пыли. Удалил всё это струей воздуха под давлением из  воздушного компрессора. При этом часть песка попала в резиновую трубу воздухопровода и долетела до дроссельной заслонки. Пришлось потом убирать песок в  этих местах. 

Крышка привода ГРМ снимается после откручивания 3-х болтов на 10мм и отодвигания 1 защелки слева и 2-х справа. Причем сперва приподнимается левая сторона примерно на 3-4см, а потом правая.

Осмотр ремня ГРМ проводил при прокручивании правого переднего колеса (поддомкратить и включить 4-ую скорость). Ремень в идеальном состоянии! Степень натяжения - чуть ослаблен от выступа индикатора на 2мм против часовой стрелки. При этом измерил степень натяжения ремня ГРМ в середине его верхней части. При перпендикулярном натяжении ремня и приложении силы в 10 кгс, ремень отошёл от исходного положения на 7мм.

Ревизия задроссельного пространства показала наличие совсем небольшого количества слегка маслянистого налета. Может это результат частичной заглушенности клапана EGR (два отверстия на 4,2 мм). Налет удален сухой тряпкой.

Заключение:

1. Трещины ремня привода вспомогательных агрегатов не проникают в подложку, края ремня в нормальном состоянии. Решил не менять.

2. Ремень ГРМ как новый. Видимо результат спокойного вождения (от 2000 до 3000об\мин).. Легкая прослабленность натяжения ремня на 2мм - это даже лучше для долговечности ремня. Решил не менять.

После пробега 75700км решил снова посмотреть ремень ГРМ, но уже теперь без снятия крышки при помощи зеркала с подсветкой.

 

Проехал 52200км. В багажнике уже месяц лежал новый ремень ПВА. Старый длиной 1875мм был неплох, но подумалось, что уж лучше поставить новый. Да и хотелось выполнить смену ремня в гараже, а не где-нибудь в дороге. Прочитал руководство.

Сделал удлинитель-рычаг на накидной ключ размером 14мм. В качестве удлинителя использовал отрезок около 80 см металлического профиля квадратного сечения. С одной стороны конец профиля чуть расплющил кувалдой и засунул туда ключ. Для фиксации ключа туда же засунул болт. Накинул ключ на болт натяжного ролика, рычаг двигал по часовой стрелке (!). Натяжной ролик легко подался, сдвинулся со своей позиции, ослабив при этом ремень.

Сначала снял петлю с генератора, гидроусилителя руля, привода двигателя, натяжного ролика и копрессора. Ремень легко вытащил вверх. Трещин было много, но ни одна не проникала в подложку, т.ч. на нем ещё можно было ездить.

Проверил вращением  приводы генератора, гидроусилителя руля и натяжного ролика. Натяжной ролик диаметром 76мм в хорошем состоянии. Надел новый ремень длиной 1873мм. Отжал рычагом ключа по часовой стрелке натяжной ролик, последним движением накинул петлю на генератор. Отпустил рычаг ключа - ремень сам натянулся.

Проверил, что ремень стоит ровно на всех приводах. Завел, ещё раз проверил.

Вывод: выполнить смену ремня ПВА легко. Но без удлинителя-рычага на накидной ключ - это сделать очень трудно.

 

Ключи для снятия ремня ПВА

Снятие и установка ремня генератора требует ключа на 14 и хорошего усилия или удлинителя рычага. Можно потратить массу времени... Проблема усугубляется тем, что ключ трудно зафиксировать и продольные колебания при давлении на рычаг вызывают соскальзывание ключа с болта натяжителя. При этом можно получить травму руки.
Чтобы данную процедуру выполнить одним пальцем и без удлинителей на ключ, нужно взять ключ, показанный на фото. Согнуть торцевую головку на 14 на шарнире под 45 градусов к самой ручке ключа, завести ниже болта натяжителя, совместить головку с болтом, при этом шарнирная часть упрется в лонжерон. Далее тянем ключ вверх, торцевая головка, слегка надетая на болт под углом, постепенно принимает положение под 90 градусов к ключу, при этом противоположный край головки (шарнирная часть) упирается в лонжерон и надежно фиксирует головку на болте.
Теперь достаточно одним пальцем надавить на свободную противоположную головку на 15 и натяжной ролик легко займет крайнее положение.
Снимается подпертая лонжероном головка простым незначительным отодвигаем двигателя от лонжерона. 
 

Ревизия ремня газораспределительного механизма (ГРМ)

     
   

О возможности перескока ремня ГРМ через зубцы шестерни распредвала

 

Высота зубца шестеренок и ремня ГРМ примерно 3,0 мм.
Диаметр шестерни распредвала примерно 147 мм (по фото), охват ремня 1/2 окружности. Диаметр натяжного ролика примерно 75 мм (по фото), охват ремня 1/4 окружности, максимальный ход кнаружи, при котором происходит максимальное прослабление ремня всего 3,2 мм.
Т.е. если принять условие, что ремень ГРМ не растягивается, то для перескока ремня по шестерни выпускного распредвала он на всей полуокружности этой шестерни должен приподняться на 3 мм (величина зубца), т.е. ремень должен теоретически удлиниться на 10 мм (При R1=73,5 мм соприкосновение с шестерню длиной 230 мм; При R2=76,5 мм (+ 3мм перескока) соприкосновение с шестерню длиной уже 240 мм)
Далее... Чтобы натяжной ролик выбрал при отклонении эти же 10 мм удлинения ремня (240-230мм) при том, что охват всего на 1/4 окружности он должен отклониться влево на 6,3 мм (При R3=37,5 мм соприкосновение с натяжным длиной 58,9 мм (1/4 окружности); При R4=43,8 мм ( по формуле находим +10мм удлинения) соприкосновение с натяжным длиной 68,9 мм (требуемое удлинение). Но, т.к. имеем реальное измеренное отклонение натяжного ролика от макс. до мин. натяга всего 3,2мм, получаем, что перескочить ремень ГРМ при резком торможении коленвала не может (не хватает ему ещё 3,1 мм (6,3-3,2мм) хода натяжного!) !  Если, конечно, ремень не резиновый! Если всё же доказан по фактам именно перескок, значит имеем достоверное доказательство некачественности (растяжения) ремня ГРМ! При этом шестерня выпускного распредвала уходит от нормы именно по часовой стрелке.
 

Устранение сползания ремня ГРМ от несоосности натяжного ролика

 Определение соосности ролика видео    

 

     

  

 

Диагностика ГРМ после пробега 80000км 31.07.2011.

. Диагностика без ремня ПВА

2. Диагностика ГРМ

3. Работа ГРМ и ПВА

4. Работа натяжителя ГРМ

5. Определение соосности ролика видео

   

Диагностика ГРМ после пробега 90000км 15.06.2012.

1. Проверка Ремня ГРМ после 99тыс.км пробега -  часть 1.

2. Проверка Ремня ГРМ после 99тыс.км пробега -  часть 2

Исследования статичного положения метки ролика ГРМ мало о чем говорит. Только в динамике (или при проворачивании, или на ХХ, что лучше (!)) можно судить о степени натяжения ремня ГРМ.
Видео - http://video.mail.ru/mail/god48/2/72.html
http://video.mail.ru/mail/god48/2/106.html

Исходя из функционала ремня ГРМ, он рвется от следующих причин (по мере убывания значимости):
1. Резкий газ в пол.
2. Частое использование высоких оборотов (>4500)
3. Езда на непрогретом (<+30C) движке.
4. Несоответствующее моторное масло.
5. Ну, и после его замены...
6. Попадание инородного тела

1)Увеличение нагрузки на разрыв: п.1, 2. 3. 4. 5. 6.
2)Низкая эластичность самого ремня п.3.
3)Погрешности установки: п.4. 5.
4)"так сложились звезды": п.5.
 

Отсюда плавно вытекают показания для замены ремня ГРМ:
1. Частая езда типа "резкий газ в пол".
2. Частое использование высоких оборотов (>4500)
3. Езда на непрогретом (<+30C) движке.
4. Использование несоотвествующего моторного масла
5. И результат ревизии ремня: 1) При работающем движке отклонение от метки ролика натяжителя. 2) Иные обнаруженные несоответствия.

Показание для замены ремня ГРМ типа "километража" я чисто для себя не обнаруживаю. Всё!  Это лично моё мнение, но не рекомендация, однако!

     

Ревизия заводского ремня ГРМ на 110тыс.км пробега (5 лет 11 мес., 11.11.2012г.)




Видео: ремень ГРМ после 110тыс.км

Сообщение от Павел 1962 Посмотреть сообщениеУ меня в гараже скопилось десятка два БУ ремней, в основном от ВАЗов (менял на своих машинах и знакомым)совершенно разных фирм. Начал их очень тщательно осматривать и сравнивать. Так вот, кроме профиля и формы зуба(зависит от конструкции шкивов) у них разная основа или корд, не знаю , а проявляется это, когда ремень слегка изгибать зубьями наружу(примерным радиусом 3-5см) то с обратной (гладкой) стороны на одних появляются ступеньки (как бы грани), а у других совершенно гладкая поверхность. Видимо у подделок более мягкий корд. Вот и получается -проходя по натяжному ролику и выгибаясь в обратную сторону плохой ремень, своими гранями как бы стучит по ролику, вибрирует, и на определенных оборотах появляется подвывание. Изменяя натяжение в слабую сторону видимо изменяется частота резонанса и на слабом ремне не так проявляются ступеньки. Теперь я знал, как выбирать ремень! Поехал на рынок и стал осматривать их, выгибая слегка наружу зубьями, в результате был куплен ремень за 300р. Поставил и, о чудо, вой исчез!

Ревизия заводского ремня ГРМ на 119500 км пробега (6 лет 4 мес., День Победы 2013г.)

   
    

Собственная методика вывешивание ДВС без доступа снизу (из-за наличия защиты МО снизу)

    
   
 

Отверстия для ревизии ремня ГРМ - состояния, положения и натяжения

 СмотровыеЛючки0.JPG  СмотровыеЛючки.JPG  СмотровыеЛючки3.JPG
СмотровыеЛючки4.JPG  СмотровыеЛючки2.JPG   

 Диагностика ГРМ после пробега 119500км

1. Шум ДВС при +80С

2. Проверка состояния ремня ГРМ прокручиванием ступицы колеса

3. Проверка натяжения ремня ГРМ при разных температураж ОЖ от +30С до +85С

 

 Исследование силы натяжения натяжного ролика ГРМ

  

 

Сила минимального натяжения ремня ГРМ на отметке (-14мм - начало сдвига от упора) против часовой от совпадения меток равна 22 кг.
Сила натяжения ремня ГРМ на отметке (-4мм) против часовой стрелки от совпадения меток равна 26 кг. (снимка нет).
Сила нормального натяжения ремня ГРМ на отметке (0мм) - совпадение меток равна 29 кг.
Сила натяжения ремня ГРМ на отметке (+4мм) по часовой стрелке от совпадения меток равна 36 кг. (снимка нет)
Сила максимального натяжения ремня ГРМ на отметке (+17мм - в упор) по часовой стрелке от совпадения меток приблизительно равна 50-55 кг (эл.безмен отрубался на 42 кг - это его предел измерений, тянул уже двумя руками)

 

 

 

 

 При приложении усилия в 25 кг неравномерного по всей ширине ремня ГРМ (от Жигулей) полукруглым крючком безмена наблюдался разрыв краев ремня. Таким образом доказано, что натягивания ремня ГРМ при помощи отверток и т.п. приспособлений может вызывать краевой надрыв корда:

 В процессе измерений силы натяжения нового натяжного ролика заметил, что он движется небольшими рывками. Т.е. прилагаешь усилие постепенно, а он стоит на месте, далее небольшой рывок и перескакивает сразу на 5-6мм и так несколько раз.
 Натяжение ремня ГРМ за 120тыс.км не регулировал ни разу.
 Натяжной ролик, который стоит на машине, не дергается, метки практически не шевелятся. при 30С ОЖ - (-4-5мм), при 85С - (-2мм), т.е. не доходит до меток.  Проблем с ГРМ на машине нет!
 Впервые ремень осмотрен на 51000км.  Ослабла ли пружина ролика - не знаю, т.к. нет данных.  Метки за последние 70тыс.км (120-50) ушли всего на 2мм в ослабление,  но амплитуда дрожания на ХХ по метке значительно уменьшилась  с 2,5 мм, до 1,0мм, т.е. состояние подшипников хорошее, а дергания распредвалов значительно уменьшились. значит клапан и гидрики в отличном состоянии. Да, и удивительного ничего нет, т.к. диспергирующие свойства (ДС) масла на машине ни разу не были меньше 0,78.
 На днях поменял, ДС=0,82. И за терморежимом слежу... Уже год в МО не было отрицательной температуры.
 
 В сравнении с 51тыс.км и 120тыс. км изменения в лучшую сторону. Даже визуально двигатель практически не вибрирует. Ухудшения ни в чем нет (пока не диагностируется).  Да и общий шум от ДВС значительно уменьшился, т.к. видео пишу одним и тем же фотоаппаратом.  И субъективно после 90тыс.км машина как-то легче побежала...

     

126800 км 11.08.2013 Ревизия ремня ГРМ и т.д.

Заводской ремень как новый, даже более эластичней нового Contitech! Ролик натяжной - сухой слегка шумный подшипник, крутится хорошо без заеданий. Холостой - идеальный!
Помпа - начинающаяся незначительная течь через уплотнительное кольцо (!). Сальник помпы рабочий, крутится помпа хорошо..., да, к сожалению, крыльчатка подкачала - коррозировала!

Проверил своё приспособление для вывешивания ДВС. 5 баллов себе, особенно за вес!

Машину можно перемещать, двигатель не опустился ни на мм и ничего ни сверху, ни снизу не мешает!
Приспособа весит 100 гр и может быть использована в полевых условиях, а главное, она опирается на штатный кронштейн ДВС и лонжерон!

Придумал методику фиксации ( с дублирование данных) положения шкивов распредвалов и ремня ГРМ для профилактики отсутствия головной боли при установке нового. Испробовал свой метод без помощника для срыва болта шкива колевала на 17.
Собственно, теперь менять ремень ГРМ и помпу можно в степи и на любом км без снятия колеса и подомкрачивания!

P.S. Самый проблемный болт при откручивании - верхний левый натяжного ролика!

 

 

 

 

 

 

 

   
  
 
 
 
 
 
  

 

 

  
  
  
 

 



 

 

 
 

   
 
  

Видео по натяжке ремня ГРМ
 - проверка в одиночку замыкание клеммы АКБ 1ч.
- проверка в одиночку замыкание клеммы АКБ 2ч.
- проверка натяжения ремня ГРМ стартером
 - проверка меток
 - фиксация помпы
 - легкий недотяг
 - идеально

 

Разобрался с одной из причин обрыва ремня после замены - перетяг в момент установки (разрыв корда внутри ремня). Этот момент не виден и никак не диагностируется. Просто нужно в момент установки не допустить смещения меток натяжного ролика в перетяг даже однократно!!! Если это делает другой человек, он никогда в этом не признается!
Изготовил ключ на 40 из ключа на 30 для регулировки натяжения ремня помпой. Предыдущий ключ из накидного на 38 не годится!
Использовал кронштейн от впускного коллектора в качестве фиксации шестерен распредвалов при затягивании их болтов с 57Нм.

Придумал методику двойной страховки от неправильной установки ремня: стандартная методом совмещения 3-х меток и собственная - перенос маркировочных точек со старого ремня (до его снятия) на новый (до его установки). При такой методике можно ремень менять и в нетрезвом виде - лишь бы ноги держали и ключ из рук не выпадал!
Обнаружил интересную вещь - после каждых 4-х оборотов коленвала метки на ремне и шестернях распредвалов перескакивают на 1 зуб против часовой стрелки! Т.е. если бы на ремне было 128 "зубов", а не 127, то ремень стоял бы на месте относительно метки распредвалов.
В литературе нигде не встречал методику проверки совмещения меток ремня ГРМ без шкива коленвала! Оказалось очень удобно: все метки видны сверху из МО, ни кожух снимать колесной ниши, ни поддомкрачивать не нужно, ни крутить за колесо на 5 передаче! Ввернул болт коленвала без шкива и за него трещоткой крутишь! Если вывернуть свечи, с работой справиться и блондинка - лепота, однако!
Ещё сделал для себя открытие; черный маркер легко стирается с металла и ремня, синий - нет!

Растяжение ремня ГРМ Contitech за 27 тыс км пробега

 

Растяжение ремня ГРМ Contitech за 71500 км пробега

    
Ремень ГРМ после 180400 км пробега (видео)  НатягРемня 190т.км- 15С-ОЖ.JPG

Первичное растяжение ремня ГРМ Contitech, которое было за 27 тыс. км пробега ремня, остановилось...
Проверка на 71500 км пробега ремня ГРМ (одометр 198200 км)

Last modified: 01/21/17