Доктор Avic

 

Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo

Doctor Avic

Дoмoй Bвepx Содержание [Bвepx] [Адаптер USB-OBD II] [БК Gamma 241 GF] [Бензонасос] [В/в провода, свечи] [Видеорегистратор] [Датчики] [Датчик температуры - ЭБУ] [Стеклоочистители] [Контакты!] [Навигатор] [ПТФ -HellaD90FF,H7] [Тефлоновый жгут] [Эл.двигатель печки] [Датчики ПРВ и КВ]

Bвepx

 

Сравнительные тесты комплексной оценки состояния автомобиля (ДВС + всё остальное)

по Богданову-Михееву

 

ИНСТРУКЦИЯ

Тест №1 (Богданов)

 

Достаешь смартфон, включаешь прогу определения скорости по GPS. Просишь водителя ехать по выбранному горизонтальному асфальтовому покрытию на первой передаче. Просишь убрать ногу с педали газа. Машина сама едет на первой передаче без дерганий, равномерно.

Имеешь на экране 6-7 км/ч - машина отличная, 8 км/ч - нормальная, 9-10км/я - барахло! Цифры дело вкуса! Кому-то и 20 сек могут понравиться.
 

Тест №2А (Богданов-Михеев) Простой и приблизительный 

Водитель + пассажир с секундомером. 

ДВС прогрет до ~ 85С по БК.
Включаешь на сотовом секундомер. Просишь водителя ехать по выбранному горизонтальному асфальтовому покрытию на второй передаче. 
Просишь водителя убрать ногу с педали газа. Машина сама едет на второй передаче без дерганий, равномерно со скоростью примерно 11км/ч. Просишь водителя резко надавить на педаль газа в пол. В момент броска ноги на педаль газа включаешь секундомер и смотришь не на дорогу, а на тахометр. Когда стрелка ровно дошла до 5000 об/мин жмешь на стоп секундомера. Запоминаешь цифирь.
Повторяешь тест в другую сторону, т. к. дорога может иметь уклон. 

Складываешь два значения и делишь пополам. Если полученная цифирь <10 сек, то машина отличная, 10-11 - хорошая, 11-12сек - сойдет. >12 сек - барахло! Цифры дело вкуса! Кому-то и 20 сек могут понравится.

 

Тест №2Б (Богданов-Михеев) Затратный, но точный 

Водитель + прога СЕ + желание + усердие 

Подключаешь к диагностическому разъему программу СЕ.
1.ч.Ловишь момент прогрева ДВС в 85С +-2С по СЕ. Едешь по выбранному горизонтальному асфальтовому покрытию на второй передаче. Убираешь ногу с педали газа. Машина сама едет на второй передаче без дерганий, равномерно со скоростью примерно 11км/ч. Резко давишь на педаль газа в пол. Смотришь на дорогу и крепко держишь руль прямо! Когда стрелка тахометра дошла до 5500 об/мин (!), отпускаешь газ и останавливаешься.

2.ч. Ловишь момент прогрева ДВС в 85С +-2С. Повторяешь тест в другую сторону.

3.ч. Читаешь графики. 

Красный курсор проги СЕ ставится на точку (точка №1) начала подъема графика Длительность импульса впрыска и совмещается с вертикальной линией, под которой есть показатели времени. Данные времени записывается. Передвигая графики, совмещаешь горизонтальную линию на 5000 об/мин (! на 500 ниже отпускания педали) с вертикальной, под которой читаются показатели времени.
В этом положении графика обороты должны быть близкими к 5000 +-60об/мин. Если значения, к примеру, 4886, а при следующем шаге графика уже 5126, то нужно по времени под каждым значением оборотов высчитать время строго при 5000 об/мин. 

Получаем время точки №2. Теперь из времени т.№2 вычитаем время т.№1. К примеру, 54:77 45:32 = 9:45., т.е. 9 и 45 сотых секунды. На минуты не обращаем внимания. При этом не нужно забывать, что секунды в формате 60, а сотые в формате 100!
Высчитав время первого забега, к примеру, 9,77 сек, складываем со вторым результатом, к примеру, 9,45 сек, = 19,22 / 2 заезда = 9,61 сек это и есть результат: время в сек. достижения на второй передаче от равномерного движения без газа до 5000 об/мин.

 

Эти тесты комплексные, ибо они оценивают не только состояние ДВС, но и состояние подвески и колес, даже давления в них! Самое главное, что в данных тестах нет субъективного человеческого фактора. По ним можно сравнивать что угодно, хоть качество бензина.

Единственным условием изменять можно только один фактор. К примеру, если заменили и колеса, и свечи, то неизвестно будет, что повлияло конкретно (свечи или колеса) на результат и в какой степени!

 

Установка длинных свечей для получения лучшей динамики автомобиля

 

09.12.2014. 156300км.

Тест виляния перемещения точки искры ближе к поршню выполнен по методике Богданова-Михеева.

Средние данные 16 заездов ( по 4-е на каждое положение свечи) при одной и той же температуре воздуха (-4)С и ОЖ (+85)С, по одной и той же трассе в две стороны, на одних и тех же свечах Денсо К20НR-U11 длинной 26,5 мм с постепенным их перемещением из штатной точки искры (2,6 мм от ГБЦ) до максимально возможной ближе к поршню (10,6 мм от ГБЦ). Перемещение осуществлялось  за счет постепенного уменьшения количества медных колец толщиной 1,0 мм на каждой свечи зажигания.

Данные взяты из файлов программы диагностики СЕ.

 

Результат:

Чем ближе точка воспламенения (центр искры) свечи зажигания к центру камеры сгорания, тем выше мощностные характеристики ДВС, тем больше ускорение автомобиля.

В среднем перемещение искры на 8,0 мм от штатного положения ближе к поршню уменьшает время достижения 5000 об/мин на 0,45 секунды при прочих равных условиях!

Из учебника ДВС:

"Продолжительность сгорания характеризуется скоростью сгорания и скоростью распространения пламени.

Скорость сгорания характеризует интенсивность протекания реакций сгорания и оценивается количеством тепла, выделяющимся в единицу времени. Скорость сгорания может быть определена по индикаторной диаграмме как продолжительность всего процесса сгорания от момента зажигания до момента образования конечных продуктов, т. е. практически до момента, соответствующего максимальному давлению сгорания.

Скорость распространения пламени характеризует быстроту перемещения по камере сгорания фронта пламени от места его возникновения (фронтом пламени называется зона реакции сгорания, отделяющая свежую смесь от продуктов сгорания).

Скорость сгорания пропорциональна скорости распространения пламени. Последняя изменяется в значительных пределах (от 25 до 40 м/сек) и зависит от конструкции двигателя (формы камеры сгорания, степени сжатия, расположения свечи) и его эксплуатационных особенностей (свойств топлива, состава смеси, числа оборотов, нагрузки)."

Длинные свечи изменяют как расположение точки искры, так и степень сжатия. Ну, и фактор перемешивания ТВС (турбулентности) имеет место быть!

Вывод после первого моего эксперимента с разными свечами (разной длины и разных производителей) должен был звучать так: Комплект испытанных свечей Denso K20HR-U11 длинной 26,5 мм дал прибавку мощности больше, чем комплект испытанных свечей Denso K20TT на 19,0 мм.Утверждать, что тот эксперимент доказал влияние на мощность ДВС перемещением центра искры было неправильно. Свечи были разные, и в ходе эксперимента менялось два условия (длина и качество самой свечи)!

Методика же второго эксперимента (с одним комплектом свечей) доказала, что перемещение одних и тех же свечей (точки искры) в камере сгорания оказывает влияние на мощностные характеристики ДВС при прочих равных условиях. Причем, чем ближе точка искры к поршню, тем большую мощность развивает ДВС. Помимо перемещения центра искры также увеличивается степень сжатия, ибо разница между штатным расположением искры и перемещением её на 8 мм ближе к поршню уменьшает объем камеры сгорания на 1,06 см2. Впрочем, давно известно, что с увеличением степени сжатия растет и экономичность ДВС.

 

Слепое копирование чужого опыта чревато! 
Надо понимать что, для чего, как и при каких условиях! Температурный режим - вещь динамическая. Без этого учета можно нарваться на калильное зажигание!

1. Длинные свечи на 26,5 нужно готовить - снять лишнюю резьбу и отшлифовать новую поверхность.

2. Обязательным условием для 20 по Денсо является удаление штатного уплотнительного кольца из нержавейки, ибо оно не отводит тепло так, как медь. Именно поэтому все более широкое распространение получают свечи зажигания с конусным уплотнением (без уплотнительной шайбы). При этом улучшается теплоотвод от корпуса свечи.

3 Обязательным является установка одного медного кольца толщиной 1,0 с его шлифовкой до абсолютно горизонтальной поверхности (площадь теплоотдачи максимальна!)

4. Проверочный забег хотя бы на 50 км для определения температуры свечи по цветам побежалостей на отшлифованной поверхности.
5. Определиться с манерой езды и температурным режимом ДВС. Чем более агрессивный стиль и выше температура ОЖ, чем больше медных подготовленных колец нужно установить на свечу.

6. Перед вворачиванием тщательно протереть торец отверстия колодца свечи, смазать резьбу свечи небольшим количеством графитки.

7. Свечи заворачивать только с динамометрическим ключом 25-30 Нм, ибо нужно продавить все медные прокладки и не сорвать резьбу ГБЦ! Причем головка ключа должна иметь магнит и люфт, дабы свеча уже с первого витка себя соориентировала строго по оси!

Я пробные забеги делал и по 50 и по 150 км с одним кольцом, дабы определить максимальную температуру свечи! Но! потом поставил по 3 пришлифованных медных кольца с первичной толщиной каждого по 1,0 мм (конечной толщиной по 0,9 мм). Т.е в сумме это 2,7 мм. медной проставки. 

Для спокойствия уменьшил от максимально возможного переноса точки искры на 11,2 мм и оставил точку на расстоянии 9,4 мм от поверхности ГБЦ, тогда как штатная свеча NGK BKR6E точку искры дает на 2,6 мм от ГБЦ.

Углубление центра искры в камеру сгорания на 6,8 мм вполне достаточно, чтобы получить лучшую динамику как на низких оборотах, так и на высоких. Средние же (3000-3500 об/мин) почти тождественны Денсо ТТ20 на 19мм,, но лучше штатных NGK BKR6E.

Лишь после всего этого и пробега в 1000 км и после осмотра состояния свечей я позволяю себе гонять на всех возможных максимальных режимах и с температурой ДВС до 98С!!!

 

 

 

 

 

Свечи зажигания DENSO TT (TwinTip близнецовый тип) изготавливаются без применения драгоценных металлов, что позволяет сделать их по цене сопоставимыми со стандартными никелевыми свечами зажигания. DENSO TT имеют никелевый центральный электрод и боковой электрод с тонким шипом диаметром 1,5 мм.

Обе серии свечей SIP и TT имеют боковой электрод, который обеспечивает оптимальное использование электрической энергии. Это сокращает потери энергии, вызванные падением температуры на боковом электроде и позволяет увеличивать плотность топливо-воздушной смеси в искровом зазоре. Улучшается процесс горения в камере сгорания, а также снижается расход топлива при одновременном повышении эффективности и равномерности работы двигателя. При низких температурах улучшаются пусковые характеристики двигателя за счет значительного сокращения времени отклика и времени запуска.

 

Установка удлиненных свечей для перемещения центра искры в точку 9,4 мм от стенки ГБЦ, т.е. на 6,7 мм ближе к центру камеры сгорания от штатного состояния.

Центр искры штатной свечи -  2,6 мм от стенки ГБЦ.

 

 

 

 

 Проверочный забег хотя бы на 50 км для определения температуры свечи по цветам побежалостей на отшлифованной поверхности.

 

7.11.2014 Т+7С. Проверка эффективности свечей разной длины и фирм. 

Давление колес NF-3, NF-5 2,3 атм. 1 водитель, пол бака безина. Каждый старт при +85С ОЖ по горизонтальному участку в две стороны с разворотом. По два старта. Затем замена свечей на следующий комплект.

Сначала стояли DensoK20HR-U11 26,5мм, затем Denso К20ТТ -19мм, Finwhale 19 mm (1 запись и чек 0300) и NGK 6BKR 19 мм и снова DensoK20HR-U11 26,5мм. Последние не записались на прогу СЕ. Старт с ходу при +85С ОЖ со второй скорости равномерного установившегося движения (от 10 до 12 км по GPS) без нажатия педали газа, затем педаль газа в пол до 5500 об/мин. Параметры снимались с графиков программы  СЕ. Программа ChevroletExplorer необходима для диагностики автомобилей. 

Все свечи примерно с равным пробегом в 1000 км, кроме Finwhale 516 (~15000км).

На свечах Finwhale 516 в обе стороны старта загорался чек Р0300, приходилось сбрасывать при помощи БК.

Сравнил свои субъективные ощущениями с графикам тестов - они совпали.

 

Вот длинные свечи после пробега на них 1000 км. Живые, однако! 

Изобрел методику проверки работоспособности комплекта свеч.

По этой методике один комплект свечей (тех самых Finwhale с 12,7 сек и чеком 0300) уже ушел в мусорное ведро, а раньше бы положил на полку. Теперь буду содержимое полки прогонят через данный тест и при показателях больше 10,5 секунд просто выбрасывать!

Все свечи со временем выхода на второй передаче от 850 до 5000 об/мин более 10,5 сек - в мусор! Хотя, надо и с 10,0 сек тоже выбрасывать.

Также заметил, что отличные свечи держат равномерное движение на второй передаче в районе 10 кмч по GPS, а плохие только 12 км/ч. и подергиваются. 
Тоже тест, тут и программа СЕ не нужна!

 

Теория и практика применения удлиненных свечей ДВС

Богданов Ю.В. г.Липецк 01.12.2014.

Среди множества человеческих качеств имеется одно интересное - желание что-то изменить или улучшить. При эксплуатации автомобиля, помимо необходимого технического  обслуживания по регламенту, появляется потребность улучшить его динамические и экономические характеристики. Одной из таких потенциальных потребностей является улучшение горения топливно-воздушной смеси (ТВС) в двигателе внутреннего сгорания (ДВС). Существенным компонентом, оказывающим влияние на качественный процесс горения в цилиндре, является свеча зажигания. Разговор как раз о ней.

В ДВС электроискровое зажигание используется наиболее часто. В большинстве - это электроискровые свечи зажигания (ЭСЗ) и они расположены так, что центры воспламенения (искровые промежутки) лишь незначительно выступают в просвет камеры сгорания. При этом, расстояние, пробегаемое фронтом горения от точки искры до наиболее отдаленных от ней областей камеры сгорания, максимально велико. При этом время сгорания ТВС продолжительнее рабочего хода поршня. Чтобы обеспечить  достаточно полное сгорание используется "опережающее" зажигание. Но в данном случае  от момента воспламенения до момента достижения поршнем ВМТ действует сила, направленная против вращения вала, снижающая мощность ДВС.

В связи с этим  уменьшение времени сгорания ТВС является важной технической задачей. Одним из подходов к решению этой задачи является укорочение длины пробега фронта горения. Это достигается разными путями. Например, применением нескольких свечей зажигания. Использование двух свечей в одной камере, хотя и уменьшает время горения, но при этом значительно усложняет конструкцию ДВС. Другой способ  -  использование свечей, у которых имеются длинные электроды, выступающие в камеру сгорания.

У части ДВС с центральным расположением свечи имеется значительное расстояние от конца выступающего электрода свечи до дна поршня в ВМТ. Например, в двигателе Лацетти 1,6 это расстояние составляет 12,0 мм с закрученной штатной свечей NGK BKR6E. Таким образом, имеется техническая возможность использования этого пространства для перемещения точки искрообразования ближе к центру камеры сгорания.

Конечно, известно, что выступающая часть свечи будет испытывать более значительные тепловые нагрузки. Но и эта проблема решается подбором необходимых длинных свечей с нужной теплопроводностью, т.е. определенным калильным числом. Кроме этого, современное производство свечей использует новые технологии, которые позволяют эксплуатировать свечи до 2300-2600С.

В штатном варианте электроды свечи выступают лишь незначительно от плоскости ГБЦ и находятся соответственно в потоке ТВС с более низкой скоростью, т.к. чем дальше от стенки, тем скорость потока увеличивается. Выступающая же длинная свеча, кроме переноса центра искры ближе к центру камеры сгорания с большей скоростью потока, создает завихрения потока, входящего в цилиндр. Это  увеличивает турбулентность его и скорость  перемешивания топлива с воздухом, что в свою очередь повышает скорость горения.

Эти теории были подтверждены в 2003 году Громовым А.И.  патентом на изобретение №: 2216838 Электроискровая свеча зажигания, значительно уменьшающая время сгорания топливно-воздушной смеси в ДВС, в котором описывались длинные свечные электроды, выступающие в камеру сгорания настолько, что точка искры была близка к величине радиуса цилиндра. Техническим результатом явилось уменьшение времени сгорания ТВС. Сами же процессы скоростного горения хорошо описаны Войновым А.Н.  в книге Сгорание в быстроходных поршневых двигателях и подтверждены высокоскоростной съемкой.

Как известно, теория подтверждается только практикой. Решено было поставить эксперименты на двигателе  автомобиля Шевролет-Лацетти 1,6. Были отобраны для эксперимента свечи одной из фирм мировых производителей. Взяты для сравнения свечи длиной 19,0 мм - Denso ТТ20 и 26,5 мм - Denso K20НR-U11. Выступающая часть резьбы длинных свечей была удалена и эта поверхность отшлифована. Т.к. свечи были с одинаковым калильным числом 20, то для предотвращения калильного зажигания было удалено заводское металлическое уплотнительное кольцо и заменено медным толщиной в 1,0 мм для увеличения теплопроводности. 

Проверочный пробег в 50 км для определения температуры свечи по цветам побежалостей на отшлифованной поверхности показал, что имеется температурный запас у длинных свечей Denso K20НR-U11 в пределах 200 градусов до порога калильного зажигания, которое может возникать около 900С. Пробные заезды на коротких и длинных свечах показали субъективные преимущества последних: более динамичный подхват на малых оборотах и более скоростные характеристики авто.

Но полагаться на ощущения не принято, поэтому было решено провести объективные замеры со снятием параметров с электронного блока управления (ЭБУ). Для этого использовался диагностический разъем ODBII, соединительный кабель, нетбук и программа для диагностики автомобилей ChevroletExplorer (СЕ)  (http://www.samdiagnost.ru/).

Была придумана методика сравнения без влияния человеческого фактора (Богданов-Михеев).  Поэтому каждый старт выполнялся  по одному и тому же горизонтальному участку в две стороны с разворотом. По два старта с ходу при +85С ДВС со второй скорости равномерного установившегося движения (10 км по GPS) без нажатия педали газа, затем педаль газа быстро нажималась до упора в пол и автомобиль разгонялся без переключения МКП до 5500 об/мин. Затем выполнялась замена свечей на следующий комплект. Было проверено несколько комплектов свечей новые - Denso К20ТТ 19,0 мм, Denso K20HR-U11 26,5 мм, NGK 6BKR 19,0 мм  и свечи Finwhale 19,0 мм с пробегом в 15000 км.

Анализ данных показал, что углубление центра искры в камеру сгорания на 6,8 мм вполне достаточно, чтобы получить лучшую динамику как на низких оборотах, так и на высоких. Средние же обороты (3000-3500 об/мин) были также лучше, но в меньшей степени. Выигрыш длинных свечей на  средних оборотах составил 0,15 сек, на низких и на высоких оборотах 0,3 сек.

Штатные NGK (19 мм)  отстали от длинных Denso на 1,1 сек, а от коротких Denso на 0,8 сек. Учитывая, что на 5500 об в мин на второй передаче Лацетти развивает скорость 70 км/ч., то длинные свечи переместили авто на 5,8 м дальше, чем короткие той же фирмы при прочих равных условиях!

 

Пробные забеги выполнялись с одним кольцом, дабы определить максимальную температуру свечи! Потом были установлены по 3 медных кольца с суммарной толщиной в 2,7 мм. Для спокойствия и профилактики калильного зажигания и увеличения ресурса свечи уменьшил  расстояние с максимально возможного в 11,2 мм до расстояния в 9,4 мм, тогда как штатная свеча NGK BKR6E точку искры имеет на 2,6 мм от ГБЦ. Перемещение центра искры в камеру сгорания на 6,8 мм от штатного вполне достаточно, чтобы получить лучшую динамику во всем диапазоне оборотов ДВС.

В эксперименте и в дальнейшей эксплуатации использовались длинные свечи с тем же калильным числом, что и штатные, поэтому есть ещё резерв с использованием длинных свечей, но с более холодным числом, к примеру, 22 по Denso. На момент написания статьи авто с длинными свечами пробежал уже 2500 км. Состояние каждой свечи отличное!

 

В зависимости от требований ко времени горения смеси длина выступающих внутрь камер сгорания электродов может быть определенной для каждого ДВС в пределах возможного расстояния до дна поршня в ВМТ. Благодаря этому пробег фронта горения смеси до отдаленных областей названной камеры укорачивается.

Кроме этого, предлагаемая модернизация позволяет сместить точку зажигания на несколько угловых градусов позднее обычного, но с той же полнотой сгорания смеси. При этом возникающая сила, направленная против движения вала до ВМТ чуть меньше, чем в штатном варианте.

Следовательно, применение более длинных свечей, но с подобранным необходимым калильным числом, позволяет повышать динамику авто, коэффициент полезного действия ДВС и топливную экономичность без снижения ресурса двигателя.

 

 

 

Методика подготовки к эксплуатации длинных свечей

     
     
     
     

 Из руководства свечей Denso...

"Технология U-GROOVE

Улучшенное зажигание, экономия топлива, производительность двигателя и низкие выбросы Более значительная экономия топлива: U-groove может воспламенять более бедные смеси, что означает меньше перебоев в зажигании. Более ровный ход: поскольку искра зажигания и пламя не ограничены электродами, передняя граница пламени оказывается большей, а работа двигателя более мягкой.

Эффективное сгорание: U-groove обеспечивает эффективное, полное сгорание благодаря возможности заполнения искрой зажигания промежутка, создаваемого формой U. Более низкие выбросы: форма U-groove создает эффект искры в большем промежутке при сохранении обычного промежутка. Длительный срок службы: паз U-groove расположен на заземляющем (а не на центральном) электроде, поскольку именно эта часть подвергается наименьшему износу, обеспечивая работу U-образного паза на протяжении всего срока работы свечи

"В целом электроды, выступающие в камеру сгорания, имеют более хорошие характеристики воспламенения и более высокую эффективность. Тем не менее, вследствие большего воздействия от высоких температур газов сгорания и удлинения бокового электрода, их теплостойкость и долговечность снижаются. Чем выше уровень тюнинга, тем настоятельнее необходимость использования менее выступающего типа электрода. При повышении уровня тюнинга повышается и необходимость в более высоком калильном числе."

 

Калильное число, действительно, определяется длиной конуса, а вернее самим основанием конуса (место перехода в корпус гайки). Если конструкция двух свечей через это конусное основание пропускает де факто одинаковое кол-во тепловой энергии с одинаковой скоростью, на что указывает одинаковая цифирь 20, то зачем говорить о длине конуса!?!? Для этого и подбирал длинную свечу с одинаковым калильным числом и заказывал ее в Экзисте, хотя на витрине свободно лежала длинная, но на 16 ед.!

Ну, а теперь впечатления от установки свечей K20HR-U11 с более длинной резьбой и переносом центра искры на 5,7 мм ближе к центру камеры сгорания (первые были вчера)...

Утро +2С. ОЖ +4С Запуск моментальный. Прогрев до +30. По звуку мотор работает тише, открыл капот убедился. Динамика началась уже при +36С ОЖ (короткие Денсо с +48С). На обычных штатных свечах были бы пропуски при газе в пол, здесь их нет!

Определяю это легко, ибо от дома дорога сразу идет в гору и разница в ускорении разгона чувствуется. На холодную двигатель более динамичен, если бы не БК, то был бы уверен что температура за 80, в реальности - 60С. Отзыв на педаль газа стал по времени меньше. Не пишу, что лучше, ибо стало задирать капот, т.к. ускорение выросло. По ощущениями будто установили 2-х литровый ДВС. Едет без малейших провалов, как при наборе оборотов, так и при отпускании педали газа. Появился первый дискомфорт - машина едет быстрее моих предполагаемых действий, т.е. нужно более четко дозировать газ.

На трассе - песня! Динамичный обгон на пятой передачи удивил. Да и движок реально тише по звуку. Свернул на проселочную и задумался.... потом оказалось, что еду на 5 передаче со скоростью 60 км/ч - ехала без дерганий.

Прибыл на работу, проехав 20 км. Мотор только начал прогреваться и дошел до +86С и это при полностью закрытых жалюзи и дне. Снял параметры с БК. Упал угол открытия дросселя на ХХ до 2 попугаев, было 3 попугая. Движок шепчет...

Расход подрос на 0.6 л/100 км, но похолодало утром на 10 градусов, да и гнал я по городу...

В целом оценка - 65 (позитива) на 35 (негатива). Если привыкну к дозированию газа, то может быть комфорта получу больше! 

Длинные свечи через 8000 км пробега (на 160 000 км)

 08.02.2015. Пробег в 8 тыс. км на длинных свечах в условиях зимы со средней температурой порядка (-10)С показал:

1. Улучшились пусковые характеристики запуска ДВС особенно при низких температурах.

2. Лучшая динамика на малых оборотах позволяет более эффективно маневрировать автомобилем особенно на льду за счет некоторого увеличения крутящего момента и меньшего проворачивания шин колес.

3. Через 200-300 км восстановилась экономичность расходования бензина, по-видимому ЭБУ "привык" к новым свечам. Поэтому расход тестовых поездок со средней скоростью 32 км/ч на 20 км с прогревом ДВС приблизился к летнему и держался в среднем на уровне 8,6 л/100км. Исключения, конечно, были когда температура окружающего воздуха падала до (-20)С и утренняя температура ОЖ опускалась до (-7)С. Следует на забывать, что моторный отсек (МО) утеплен с ККА(-20)С = 100 мин.

4. Субъективно адаптация к более мощностному режиму пришла после 1000 км пробега на длинных свечах. Пропало желание возвращаться к установке коротких (штатных) свечей.

5. Объективная визуальная картина длинных свечей после пробега в 8тыс. км доказывает их адекватный подбор по калильному числу, обеспечивает качественное горение без явлений детонации  и отсутствие остатков продуктов горения на поверхностях камеры сгорания. Кроме чистых свечей, и клапаны, и дно поршня идеально чисты.

6. Устойчивость свечей к загрязнению в нештатной ситуации.  Употребление некачественного бензина 92 на АЗС Газпром вызвало появление нагара на поверхностях камеры сгорания, что привело к пропускам зажигания вплоть до появление чека Р0300. Но и в этот неблагоприятный момент длинные свечи оставались чистыми (!), что способствовало, при применении очистителей клапанов и другого бензина, быстро восстановить нормальную работоспособность двигателя. В данной же ситуации наличие штатных свечей привело бы (опыт уже был) к прогрессированию процесса нагарообразования.

Вывод: эксперимент с установкой более длинных свечей прошел положительно и не выявил отрицательных моментов, кроме длительного времени адаптации водителя к автомобилю.

Длинные свечи через 11000 км пробега (на 163 000 км)

Длинные свечи через 20000 км пробега (на 180 000 км)

DensoK20HR-U11 26,5мм. 20т.км1.JPG DensoK20HR-U11 26,5мм. 20т.км2.JPG DensoK20HR-U11 26,5мм. 20т.км3.JPG

Свечи короткие и длинные.JPG

 

 

Измерение расстояния от электрода свечи до поршня и выступание свечи в камеру сгорания. 151 600 км . 29.09.2014

Измерение проводилось при помощи пластилинового конуса прилепленного на конец свечи. Предварительно гнездо свечи охлаждалось струей воздуха из компрессора, т.к. ДВС был горячий. В противном случае пластилин просто стекает со свечи. Свеча Denso K20TT имеет резьбовую часть длиной в 16,6 мм (от кольца до края торца).  Расстояние от края электрода данной свечи, ввернутой с усилием 25 Нм до дна поршня, составляет ровно 12,0 мм. Расстояние от кольца свечи до поршня  - 35,3 мм.

Длина канала свечи в головке блока  равна 18,5 мм (19,3 мм 0,8мм). Длина канала измерялась крючком, выполненном из пружины стеклоочистителя (дворника). Крючок толщиной 0,8 мм. Крючок в первом измерении опирался на торец свечного отверстия сверху, во втором измерении заводился в камеру сгорания и притягивался к стенке головке блока. Риски наносились тонким шилом на стержень крючка, предварительно покрашенным маркером.

Таким образом, торец свечи Denso K20TT  не доходит до края камеры сгорания на 1,9 мм (18,5 - 16,6), т.е. свеча слегка утоплена. Аналогичным образом не доходят и другие свечи: NGK, Finwhale, Brisk  примерно с такой же длиной резьбы. 

Расстояние от начала именно резьбы свеча Denso K20TT до стенки головки блока примерно 3,3 мм, т.е. спокойно можно вворачивать свечи с длиной резьбы (от кольца до торца) в 19 мм (16,6+3.3=19,9мм).

Более длинные свечи (> 19,9 мм) вворачивать нельзя, ибо нагар на выступающей в цилиндр резьбе затруднит последующее её извлечение. Как вариант - можно сточить лишнюю часть резьбы.

Свеча Denso K20TT по паспорту имеет сопротивление 5,0 кОм.., в реалии 4,6 кОм.

В магазине перебрал около 10 разных свечей под 16 ключ. Длина резьбы у всех 16,6 мм. Нашел парочку длинных, но уж больно длинных - 24,3 мм. Вынести свечу ДО начала резьбы, т.е выступать будет только цилиндрическая, гладкая часть, а это не мало - мм 2,5. Свеча с резьбой в 16,6 мм не доходит до края на 1,2 мм, т.е. спокойно можно удлинить свечу на 3,7 мм.
В гараже обнаружился комплект FinwhaleV5RDC-11 FS-11PRO с резьбой длиной в 17,3 мм, но с огромным внутренним сопротивлением 24 кОм, на коробке написано "плохо запускался в мороз"... у Finwhale 516 - 3,4-6,3 кОм, в мороз ДВС хорошо запускался.

Brisk DR15-YC-1 - 9-11 кОм. NGK BKR6E -3,7-4,8 кОм;  NGK BKR5EYA -5,1-5,8 кОм

Замена штатных высоковольтных проводов  проводами BKW 5/10kV с нулевым сопротивлением и хорошей изоляцией на пробой

Штатные высоковольтные провода должны соответствовать следующим критериям:

1. Проводить ток.

2. Иметь сопротивление не более 3,0 кОм (стр.79. "Шевроле Лацетти" изд-во "Мир автокниг", 2008г.)

3. Не иметь пробоя изоляции (не "трести", когда берешь в руку и не иметь свечения в темноте).

01.01.2009г. после пробега 27850 км я проверил штатные в/в провода на своей Лацетти. Оказалось, что сопротивление проводов следующее: 5,3; 4,0; 2,6; 2,6 кОм, т.е два провода не соответствовали техническим требованиям.

Позвонил знакомому, тот притащил бухту прозрачного провода BKW 5/10kV, сказав что провод используется в наружной рекламе неоновых вывесок. Провод имеет нулевое сопротивление и хорошую изоляцию.  Я поверил. Из него нарезал провода в соответствие с длиной штатных проводов, прикрепил штатные концевики. Поставил все на машину, предварительно замерив сопротивление. Оно оказалось равное нулю во всех проводах. Ожидать другого сопротивления не приходилось, т.к вся бухта провода в 10 метров имела общее  сопротивление = 0 Ом!!!

Электрическое сопротивление токопроводящей жилы постоянному току, пересчитанное на 1 км длины при температуре 20С, должно быть не более 25,9 Ом для проводов ПМВК-0.75-10, ПМВК-0.75-15, ПМВК-0.75 -20.

Через год я обнаружил плохой обжим провода. Других проблем не было.

За год изоляция от температуры подкапотного пространства несколько пожелтела. Сопротивление то же  = 0. Пробоя нет.

Были возражения читателей форума по поводу наличия обязательного сопротивления в в/в проводах отличного от нуля. На что я ответил, что в\в катушки и свечи имеют сопротивление, а они два звена в\в цепи, поэтому, даже если в одном (третьем) звене сопротивление ноль, то всё будет нормально! Практика это подтвердила.

 

Свойства провода ПМВК:
- Напряжение от 1000 до 15000 В

- Электрическая прочность изоляции "силикон" 22 кВ/мм
- Высокая морозостойкость до -60C
- Стойкость к действию озона, ультрафиолетовых лучей
- Отличная водостойкость 100%
- Экологическая безопасность: -при нагревании не выделяет токсических веществ
- Хорошая огнестойкость: не распространяет горение
- Температурный интервал эксплуатации от -60C до +200C
- Гибкость и эластичность провода в любой период использования
- Длительность эксплуатации не менее 15 лет

Прошло почти 3 года эксплуатации на новых в\в проводах, пройдено при этом 56тыс.км пути. 28.09.11 решил проверить как проводимость жилы провода - ее сопротивление, так и состояние изоляции.

Оказалось, что несмотря на почернение проводов и потерю некоторой эластичности, сопротивление их  жил по-прежнему было 0 Ом, а изоляция была в таком хорошем состоянии, что позволяла брать правой мокрой кистью все провода при работающем двигателе.

 Левой рукой проверять на пробой нельзя никогда, ибо слева находиться водитель ритма сердца человека (для людей с левосторонней позицией сердца)!

 

 

1.Видео от 28.09.2011 (83700км): Через три года эксплуатации и 56 тыс.км пробега решил проверить сопротивление этих  же проводов. Оно оказалось равным нулю

2.Видео от 29.09.2011 (83700км): Через три года эксплуатации и 56 тыс.км пробега решил проверить изоляцию в/в проводов на пробой. Она оказалось на высоте.

Видео

На 160 тыс.км в/в провода для неоновой рекламы задубели (пробег на них 130 тыс. км).

 Заменил в/в провод 4-го цилиндра. При низких температурах уже стал "железным".

1,6L 80kW Маркировка Свечей двигателя Лацетти F16D3 CYL.4 BKR6E-11 (V-LINE №14) ЗАЗОР 1,1

Калильное число  величина, характеризующая свечу зажигания, пропорциональная среднему давлению, при котором в процессе испытаний свечи на моторной тарировочной установке начинает появляться калильное зажигание (неуправляемый процесс воспламенения рабочей смеси от раскаленных элементов свечи).

Российская промышленность выпускает свечи зажигания с калильными числами 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. За рубежом не существует единой шкалы калильных чисел

Калильное число (тепловая характеристика):

Горячие свечи 11-14;   Средние свечи 17-19;   Холодные свечи 20 и более;   Унифицированные свечи 11-20

Второй раз изготовил в/в провода (168500 км). Пробег на них 140 тыс.км с сохранением всех свойств.

     

Длинные свечи  Denso K20HR-U11 26,5мм после 20 тыс.км пробега

DensoK20HR-U11 26,5мм. 20т.км1.JPG DensoK20HR-U11 26,5мм. 20т.км2.JPG DensoK20HR-U11 26,5мм. 20т.км3.JPG

 

Россия Beru Bosch Brisk Champion NGK Nippon Denso
А11,А11-1,А11-3 14-9A W9A N19 L86 B4H W14F
А11Р 14R-9A WR9A NR19 RL86 BR4H W14FR
А14В, А14В-2 14-8B W8B N17Y L92Y BP5H W16FP
А14ВМ 14-8BU W8BC N17YC L92YC BP5HS W16FP-U
А14ВР 14R-7B WR8B NR17Y - BPR5H W14FPR
А14Д 14-8C W8C L17 N5 B5EB W17E
А14ДВ 14-8D W8D L17Y N11Y BP5E W16EX
А14ДВР 14R-8D WR8D LR17Y NR11Y BPR5E W16EXR
А14ДВРМ 14R-8DU WR8DC LR17YC RN11YC BPR5E W16EXR-U
А17В 14-7B W7B N15Y L87Y BPR5ES W20FP
А17Д 14-7C W7C L15 N4 BP6H W20EA
А17ДВ, А17ДВ-1, А17ДВ-10 14-7D W7D L15Y N9Y B6EM W20EP
А17ДВМ 14-7DU W7DC L15YC N9YC BP6E W20EP-U
А17ДВР 14R-7D WR7D LR15Y RN9Y BP6ES W20EXR
А17ДВРМ 14R-7DU WR7DC LR15YC ТRN9YC BPR6ES W20EPR-U
АУ17ДВРМ 14FR-7DU FR7DCU DR15YC RC9YC BCPR6ES Q20PR-U
А20Д, А20Д-1 14-6C W6C L14 N3 B7E W22ES
А23-2 14-5A W5A N12 L82 B8H W24FS
А23В 14-5B W5B N12Y L82Y BP8H W24FP
А23ДМ 14-5CU W5CC L82C N3C B8ES W24ES-U
А23ДВМ 14-5DU W5DC L12YC N6YC BP8ES W24EP-U

 

км

Дата свечи характеристка
135000 01.2014

Brisk N9YC (?) new 1,1мм

легкий запуск, динамика отличная
       
       

 

Свечи (старые записи)

С завода стояли NGK BFR6RE. В эксплуатации показали себя хорошо. Но со временем изолятор снаружи вкруговую покрывался желтым нагаром, т.е. свечи были негерметичными. На 16000км поменял на такие же, купленные в Шинторге 20.08.2008 за 260руб. Проблема повторилась - хорошей герметичности нет.

На 27000км при появлении ошибки Р0300 сменил на новые другой марки  Finwhale F516. Купил в МЭТРО примерно за 180 руб за комплект (!). В связи с отключение первого цилиндра ЭБУ, во время наличия  ошибки Р0300, свеча из первого цилиндра сильно закоптилась. После ликвидации чека процедурами, указанными на другой странице сайта (подъем рабочей температуры двигателя и д.р.), данный комплект очистился с помощью нафталина. Свечи стали иметь вид новых! Изолятор без желтого налёта.

На свечах Finwhale F516 установлены все рекорды экономичности моего автомобиля, в т.ч. и абсолютный - 4,7л/100км.

Попытка вывернуть свечи ключом с карданчиком, купленном в МЕТРО за 65 руб, оказалась неудачной - кардан сломался. Купил головку с магнитной вставкой для удержания свечи под удлинитель с торцом-квадратом - откручивается легко, и главное, можно динамометрическим ключом измерять степень затяжки свечи.

14.09.2009 на 40000 км свечи менял третий раз. Второй комплект свечей отходил 14000 км, нареканий к ним нет. Показанием к смене стало некоторое увеличение среднего расхода бензина за месяц и увеличение расхода на ХХ с 0,5л/час до 0,8л/ч. Электроды были в идеальном состоянии, в т.ч. и зазор. Но не нравился желтый налет на наружной части изолятора, поэтому решил и поменять.

Новые купил в магазине "Колесо" на ул.Неделина. Комплект Finwhale FS-11 516 за 240 руб. Пробил номер на красной наклейке на коробке в Интернете на сайте производителя - оказались неподдельные! Закручивал их динамометрическим ключом согласно руководству.

Измерил компрессию в цилиндрах при 83 градусах движка, выжатых педалях газа и сцепления за 10 циклов вращения коленвала - 1-13,0; 2-13,3; 3-13.3; 4-13,0.

Свечи после пробега 30км моего автомобиля на 41140км. Заправка только 92 бензином Лукойл.

 

 

 

 

Свечи  после пробега 4000км  автомобиля alex777 на 13000км. Заправляется 95 бензином - изолятор красный.

 

 1 и 2 снимок. 22.12.2009. Пробег авто - 43880 км. Пробег на данных свечах - 3880 км.

Свечи через 40км  после одиночного "чека", который возник после неудачных попыток завести в мороз -21гр. (масло было сильно густым). На торцах свечей виден остатки нагара типа сажи, который образовался в результате многочисленных попыток завести двигатель. Через 40 км пробега свечи стали самоочищаться.

  Брак в работе при фиксации контакта на конце высоковольтного провода с нулевым сопротивлением.  
 

Мой опыт более 110 запусков стартером в мороз (20-21/01/2012) говорит о следующем:

1. Для запуска ДВС калильное число не имеет никакого значения, т.к. и горячая ( по калильному числу) и холодная свеча при первом запуске одинаковой температуры.

2. Чем выше калильное число, тем больше выстоит центральный электрод. Тем самым лучше заливается свеча "горячая".

3. Лучше запускался движок с "холодной" ( по калильному) свечой. "Горячая" если и схватывала, то тут же заливалась и гасилась бензином.

Более горячая свеча по калильному нужна для езды на холодном моторе, и то, если более "холодная" не очищается. Особой разницы во время езды свеч с калильным "5" и "6" я не почувствовал! Единственно, пожалуй, когда сбрасываешь газ, то на обедненной смеси с "горячей" свечей рывки всё-таки меньше.

     

 

 

 

Last modified: 05/14/17