Доктор Avic

 

Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo

Doctor Avic

Дoмoй Bвepx Содержание [Bвepx] [Замена форсунок] [Бензин] [Масло ДВС] [Смазки, присадки]

Bвepx

 

Классификация и характеристики смазок

Трение – это сила, возникающая на границе контакта двух движущихся относительно друг друга тел, препятствующая движению одного тела по поверхности другого. В технике влияние трения крайне негативно, так как оно неизбежно влечет за собой непроизводительные расходы энергии и износ механизмов.  Лучшие умы в области трибологии – науки о трении – бьются над проблемой снижения трения.

 

Существуют различные виды трения: трение скольжения, трение качения и комбинированное трение качения/скольжения.

Для снижения потерь на трение и используются разнообразные смазывающие материалы: масла, консистентные смазки, пасты и лаки скольжения.

 

Пасты отличаются наличием в составе твердых смазывающих компонентов: графита, дисульфида молибдена, керамики, металлов, что позволяет обеспечить достижение наилучших высокотемпературных свойств.

 

Пластичные смазки можно представить как некое «загущенное» базовое масло. В тех случаях, когда конструкция узла трения исключает возможность использования жидких масел, или когда нет необходимости в охлаждении деталей узлов и механизмов, наиболее подходящим смазочным материалом являются пластичные смазки. Смазывающая пленка, создаваемая пластичной смазкой, всегда оказывается толще, нежели создаваемая только базовым маслом.

На первый взгляд, структура высококачественных пластичных смазок сходна со структурой жидких масел: то же базовое масло, те же присадки, загустители. Основное различие между ними заключается в типе загустителя. Тип, количество загустителя, его химические свойства – все это и определяет получение пластической смазки заданной консистенции (классификация по NLGI).

Различные комбинации базовых масел и загустителей обеспечивают и получение пластических смазок с различными свойствами.

 

Существуют два основных пути снижения трения и износа.

1. Использование химически активных присадок, которые либо повышают способность смазочного материала выдерживать большие нагрузки, либо, воздействуя непосредственно на металл, сглаживают его микрошероховатость.

2. Применение пластичных смазок с плакирующими присадками, содержащих в своем составе мелкодисперсные частицы специального вещества или соединения (в виде тончайших пластинчатых включений) – дисульфид молибдена, графит или керамику. Эти включения, осаждаясь на поверхности металла, делают ее более гладкой.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК

 

ВОДОСТОЙКОСТЬ Применительно к пластичным смазкам обозначает несколько свойств: устойчивость к растворению в воде, способность поглощать влагу, проницаемость смазочного слоя для паров влаги, смываемость водой со смазываемых поверхностей.

МЕХАНИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ Характеризует тиксотропные свойства, т.е. способность смазок практически мгновенно восстанавливать свою структуру (каркас) после выхода из зоны непосредственного контакта трущихся деталей. Благодаря этому уникальному свойству смазка легко удерживается в негерметизированных узлах трения.

ТЕРМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ Способность смазки сохранять свои свойства при воздействии повышенных температур.

КОЛЛОИДНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ Характеризует выделение масла из смазки в процессе механического и температурного воздействия при хранении, транспортировке и применении.

ХИМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ Характеризует в основном устойчивость смазок к окислению.

ИСПАРЯЕМОСТЬ Оценивает количество масла, испарившегося за определенный промежуток времени, при нагреве ее до максимальной температуры применения.

КОРРОЗИОННАЯ АКТИВНОСТЬ Способность компонентов смазки вызывать коррозию металла узла трения.

ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА Способность смазок защищать трущиеся поверхности металлов от воздействия коррозионно-активной внешней среды (вода, растворы солей и т.д.).

ВЯЗКОСТЬ Густота смазок описывается степенью проникновения по данным из таблиц и может быть приведена к классификации по NLGI.

Реологические свойства смазок (структурная вязкость) гораздо меньше зависят от температуры, чем от масел. Самыми распространенными являются мылозагущенные смазки, где в качестве загустителя используются литиевые, натриевые, кальциевые и другие соли жирных кислот (мыла). Такие смазки становятся жидкими, когда температура каплепадения превышена. Отлично от совместимости базовых масел, загустители должны рассматриваться на совместимость для совместного использования. Любая несовместимость отрицательно влияет на производительность смазок. Современные смазки сформированы таким образом, что во время критических нагрузок их присадки создают смазывающую пленку, которая обеспечивает надежность функционирования. Определяется величинами потерь на внутреннее трение в смазке.

Фактически определяет пусковые характеристики механизмов, легкость подачи и заправки в узлы трения.

Число пенетрации (вязкость для консистентных смазок) определяется по глубине проникновения конуса в слой смазки под действием силы тяжести. Так определяется принадлежность смазки к определенному классу NLGI.

Смазки от Liqui Moly (учебник и перечень смазок)

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Last modified: 03/30/16