Доктор Avic

 

Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo

Doctor Avic

ƒoмoй Bвepx —одержание [Bвepx] [Ќорм. докум. и лит-ра] [Lacetti club Ћипецк] [GM и –осси€] [ƒвигатель] [—истема охлаждени€] [“ерморежим ƒ¬—] [ћ ѕ] [“ќ и стоимость] [√—ћ горючесмазочные] [ узов] [—алон] [ѕодвеска] [ олЄса, шины] [Ёлектрика] [—ервис на  ћч] [¬опросы и ответы]

Bвepx
ѕроизводители шин
Ѕалансировка

 

«амена шин и их пробеги летом и зимой

Ўины (пара) ѕробег в тыс.км (лето -желт.; зима - голуб.) ќбщ. пробег (п. или з.) тыс.км ќбщ. пробег шины тыс.км
  2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Kumho 406 (п) 9,4 3,5 0,0                               12,9 12,9
Kumho 406 (з) 9,4   0,0                               9,4 9,4
Gislaved NF3 (п)   5,4   5,4   7,6   9,5 0,7 4,4   9,0   1,8   2,6     46,4 56,0
Gislaved NF3 (з)               0,9   3,0           5,7     9,6
Bridgestone (шипы)   1,9   5,4   7,6   3,0                     17,9 17,9
Kleber Dinaxer HP2 (п)     11,1   9,9   11,2   14,2   14,8               61,2 61,2
Kleber Dinaxer HP2 (з)     11,1   9,9   11,2   14,9   0,0   5,8           52,9 52,9
Gislaved NF-5 (п)               1,0   3,0       1,5      3,7   9,2 44,3
Gislaved NF-5 (з)               6,6   4,4   6,0   5,9   8,5   35,1
Tigar Hitris 195/65  (п)                     14,8 3,0 5,8           23,6 32,5
Tigar Hitris 195/65  (з)                         8,9           8,9
ContinentalPremiumContact5 (1к) (п)                         8,9           8,9 21,7
ContinentalPremiumContact5 (1к ) (з)                             12,8       12,8
ContinentalPremiumContact5 (2к) (п)                             12,8       12,8 12,8
ContinentalPremiumContact5 (2к ) (з)                                     0,0
ContinentalIceContact (1к.) (п)                           2,2   5,8     8,0 8,0
ContinentalIceContact (1к.) (з)                                     0,0
ContinentalIceContact (2к.) (п)                                        
ContinentalIceContact (2к.) (з)                                        
ѕробег за сезон 9,4 5,4 11,1 5,4 9,9 7,6 11,2 10,5 14,9 7,4 14,8 9,0 14,7 5,7 12,8 11,3 3,7 0,0 161,1  
ѕробег за год 14,8 16,5 17,5 21,7 22,3 23,8 20,4 24,1 0 161,1  

 красным выделены шины с полным износом (до 2,0 мм высоты протектора - лето)

’ронологи€ замен шин

ƒата ѕробег ѕеред «ад  омментарии
24.02.2007 0 Kumho 406 Kumho 406  неплохие шины, но шумные
18.10.2007 9600 New Gislaved NF3 Kumho 406  Gislaved NF3 - тихие, хорошо гребут и держат дорогу 
20.01.2008 13100 Gislaved NF3 Bridgestone (шипы)  Bridgestone - комфортные
05.03.2008 15000 New Kleber Dinaxer HP2 (п) New Kleber Dinaxer HP2 (з) 4 шины Kumho 406 проданы (протектор 5,6 - 6,2мм)
28.10.2008 26300 Gislaved NF3 Bridgestone (шипы)
03.04.2009 31800 Kleber Dinaxer HP2 (п) Kleber Dinaxer HP2 (з)  Kleber Dinaxer HP2 - тихие, особенно в жару
20.10.2009 41700 Gislaved NF3 Bridgestone (шипы)
02.05.2010 49300 Kleber Dinaxer HP2 (п) Kleber Dinaxer HP2 (з) Kleber HP2 (з) - хорошо стерлись задние (з)
12.10.2010 60500 Gislaved NF3 Bridgestone (шипы)  Gislaved NF3 потер€л 40% шипов
23.10.2010 63500 Gislaved NF3 New Gislaved NF-5 Bridgestone выкинул  с шипами 50%
02.02.2011 67300 Gislaved NF3 Gislaved NF3 потер€л 95% шипов
14.02.2011 68000 New Gislaved NF-5 Gislaved NF3 (без шипов) Gislaved NF-5 немного уступает NF-3
10.03.2011 69000 Gislaved NF3 (без шипов) Gislaved NF-5
07.04.2011 71100 Gislaved NF3 (без шипов) Kleber Dinaxer HP2 (з) «ад - помен€л стороны
17.04.2011 71800 Kleber Dinaxer HP2 (п) Kleber Dinaxer HP2 (з) Gislaved при +8 "плывет", но тише  чем Kleber
25.10.2011 86000 Gislaved NF3 (без шипов) Gislaved NF-5 Gislaved NF3 осталось по 4 шипа
10.02.2012 90000 Gislaved NF-5 Gislaved NF3 (без шипов) ¬ыкинул Kleber Dinaxer HP2 (з) - стерлись
02.04.2012 93000 Gislaved NF3 (без шипов) Gislaved NF-5 Gislaved NF-5 вылетело 6 шипов справа и 4 слева
07.04.2012 93400 Tigar Hitris  0211 020019-S Kleber Dinaxer HP2 (п) ’ороша€ управл€емость, тишина
28.10.2012 108700 Gislaved NF3 (без шипов) Tigar Hitris  0211 020019-S ѕеред болтает в колее, на ровном шоссе - норма.
26.11.2012 110400 Gislaved NF3 (без шипов) Gislaved NF-5 «амена после заноса задка, перешедшего в неконтролируемый на первом снегу.
23.03.2013 117100 Tigar Hitris 195/65 Kleber Dinaxer HP2 (з)
12.07.2013 123718 Tigar Hitris 195/65 Kleber Dinaxer HP2 (з)
13.07.2013 123809 ContinentalPremiumContact5 Tigar Hitris 195/65
20.11.2013 132000 Gislaved NF-5 Gislaved NF3 (без шипов)
08.12.2013 133500 ContinentalIceContact (шип.) Gislaved NF-5
03.03.2014 137700 Gislaved NF3 (без шипов) Gislaved NF-5
16.04.2014 139540 ContinentalPremiumContact5 (1к-new) ContinentalPremiumContact5 (2к)  
04.10.2014 152350 Gislaved NF3 (без шипов) Gislaved NF-5  NF3 - ЋЌ-4,5÷3,3 ¬5,0 ѕрЌ-4,5÷3,3¬5,0  почти все шипы
  NF5 - ЋЌ-6,4÷5,9¬6,4 ѕрЌ6,6÷5.2¬6,3 ѕри установке
10.12.2014 155000 ContinentalIceContact (шип.) Gislaved NF-5  NF-5 почти все шипы
25.02.2015 160800 Gislaved NF-5 (1/3 шипов) Gislaved NF3 (без шипов)
25.02.2015 160800 Gislaved NF-5 (1/3 шипов) Gislaved NF3 (без шипов)
21.05.2015 164550 ContinentalPremiumContact5 (1к) ContinentalPremiumContact5 (2к)

NF5 - Ћ:н-4,8 ц4,5 в5,1. 9шв, 15шн. ѕр:н3,9 ц3,2 в5,3. 6шн, 0шв. ,NF3 - Ћ:н-2,9 ц3,0 в4,0. ѕр:н3,1 ц2,6 в3,5.

CP—5(1к) - Ћ:н-6,8 ц6,7 в6,6. ѕр:н6,4 ц6,4 в6,2. CP—5(2к) - Ћ:н-3,0 ц3,2 в3,3. ѕр:н2,5 ц3,1 в3,5.

       

 

ѕричины выбора шин Tigar Hitris

ћои критерии выбора шин по рейтингу: бесшумность, м€гкость работы подвески при проезде неровностей, управл€емость, сопротивление аквапланированию, сцепные свойства на бездорожье, экономичность топлива, значительный пробег в км, умеренна€ цена.

ѕервые впечатлени€. ”становка новых на переднюю ось 7.04.2012 на 93400км. ƒо этого были Kleber Dinaxer HP2. ѕоэтому сравнение с ними  и просто впечатлени€. Ќа любом асфальте звуковой комфорт вне зависимости от скорости. ’орошо проходит асфальтные Ђлепешкиї и мостовые стыки на скорости. ƒорогу держит очень цепко, не рыскает, рулитс€ легко и моментально, успевал уходить от выбоин на скорости без сноса машины. ¬ первую же дальнюю поездку (20.04.2012, ≈лец-ћосква, ћ4) попал под проливной дождь и грозу, причем на прот€жении 200 км. ћаксимальный режим дворников не всегда успевал очистить лобовое, особенно при обгонах дальнобойщиков с фонтаном из-под их колес.  ƒо 120км/ч аквапланировани€ не было ни разу. Ѕольше не давал, т.к. жить хочетс€ ;).

“еперь про бездорожьеЕ ѕосле установки “игар ’итрис 195/65/15 сразу поехал в лес, где местами ещЄ лежал снег, ехал по гр€зи из жирного чернозема. ѕробуксовки не было и заметил хорошую очищаемость протектора.  ¬ ћоскве дл€ проезда пробок стро€щихс€ дорог иногда уходил с полотна на насыпь из свежего песка, даже при повышенном давлении в 2,4 ’итрис греб очень хорошо даже когда песок терс€ о брюхо и пороги. Ёкономичность тоже хороша€ Ц 7,5л/100 при 110км.ч (Ћацетти 1,6, универсал, 92 бензин). ѕо пробегу ничего сказать не могу, отъездил пока 2000км.

Ќу, и некоторые отрицательные моменты. Ц рисунок протектора ассимитричный, т.е. права€ часть отличаетс€ от левой. Ќо проблема в том, что конструкторы почему-то сделали ассимитричными водоотводные канавки внутренней части (от срединой) протектора. ѕоэтому при движении шина, установленна€ по заводской инструкции (наружной поверхностью шины наружу - outside),  по разному выталкивает воду. ѕравое колесо выводит воду при движении от центра к периферии, а вот левое почему-то наоборот Ц от периферии к центру и таким образом увеличивает водный клин. “.е. при одинаковых услови€х (толщина воды, нагрузка на колесо) левое колесо на большой скорости всплывЄт раньше, чем правое.

08.08.2012. 103тыс.км. —равниваю Tigar Hitris с Kleber Dinaxer HP2 по скорости износа. . ѕри одинаковом пробеге на передних колесах в 10тыс.км остаток Kleber Dinaxer HP2 - 6,1 мм, Tigar Hitris - 4,4 мм, т.е. темп износа в 2,8 раза выше !!! Ќо качество езды на Tigar Hitris выше, особенно в ливень. Ќо при одинаковой цене вз€л бы Kleber, а может быть и Hitris ;-) Kleber Dinaxer HP2 прошел уже 47 тыс.км. ќстаток протектора 2,85 мм! Tigar Hitris выброситс€ примерно после 20 тыс. пробега!

2015г. –еально Tigar Hitris выбросил после 32,5 тыс. км пробега, а Kleber Dinaxer HP2 отходил 61,2 тыс.км спереди и 52,9 тыс. км сзади.

ѕроверка подшипника ступицы

 

 

ќдним из признаков нарушение работоспособности подшипника может быть гул при движении автомобил€. ƒифференцировать этот гул подшипника от шума самих шин достаточно просто. ѕервый способ - сменить весь комплект шин, скажем зимние на летние. ћожно вз€ть комплект колес у знакомого с таким же автомобилем или у местного гуру территориального клуба.

≈сли гул прошел, значит проблема была в шинах. ≈сли осталс€,  тогда приступаем ко втором у этапу диагностики.

Ўум подшипника может быть обусловлен его дефектами (кратеры), расположенными по дорожке качени€ шариков. 

–азрушающийс€ подшипник за счет увеличенного трени€, выдел€ет тепло. ѕоэтому берем в дорогу тестер с возможность мерить термопарой (провод с маленьким "шариком" на конце). ѕроезжаем 10-20км желательно на последних километрах тормозами не пользоватьс€, чтобы не разогревать торможением диск. ќстанавливаемс€, и тут же измер€ем термопарой температуру каждого диска (металла), как можно ближе к середине.

≈сли разница температур на колесах примерно така€: 27, 29, 32, 28 градусов, т.е. "дельта" всего 5—, то всЄ нормально. ј вот если один диск теплее других на 10 градусов и более, то, возможно, что подшипник нужно мен€ть.

јускультаци€ подшипников ступиц передних колес

ѕодшипники ступицы передних колес можно проверить аускультацией при быстром вращении колес. ƒл€ этого нужны: два домкрата, стетоскоп механика и раздвижной упор (садовые грабли).

ѕоддомкратил передок, вывесив на 4 см колеса от земли.  онцы грабель упер в педаль газа и спинку сидени€. «авел двигатель, включил 5 передачу, винтом регулировки угла наклона спинки отрегулировал скорость на спидометре от 120 до 150 км/ч.

ѕри крут€щихс€ колесах, выслушал шумы в четырех точках стетоскопом: у ступиц справа и слева и на ћ ѕ в месте выхода правого и левого валов привода.

Ўумов и гула вы€влено не было. —права и слева аускультационна€ картина была одинакова.

—н€тие колес без проблем

„тобы диск колеса не Ђприкипалї к месту посадки и легко снималс€ при необходимости, посадочное место смазываетс€ мовилем. ƒелаю это аккуратно, чтобы мовиль не попал на тормозную поверхность диска и колодки. “акже не забываю обработать шпильки и конус гайки мовилем.!

«а 30 лет использовани€ такой методики, колесо само отходит о диска после отворачивани€ последней гайки, да и гайки откручиваютс€ без традиционного прыгани€ на баллонном ключе.

ј чтобы гр€зь не присыхала к диску, и его тоже обрабатываю мовилем. ћовиль гидрофобен - вода с гр€зью скатываетс€ и не прилипает. ћазать естественно во всех местах, кроме видимых снаружи глазом, чтоб не нарушать эстетики, т.к. мовиль, к сожалению, не блестит как хром.

√айки закручиваю по заводской рекомендации всегда динамометрическим ключом с усилием 120Ќм. Ќа сервисе  ћч однажды закрутили с усилием 200 Ќм, больше € на нЄм не по€вл€лс€! ’орошо ещЄ, что шпильки не треснули.

ќптимальное давление шин Ћацетти-универсала

ћой опыт эксплуатации автомобильных колес достаточно большой. ƒавление подбираю индивидуально дл€ каждой машины и шин. Ќа моей Ћачетти оптимальным давлением спереди €вл€етс€ 2,4 атм. и сзади - 2,2 атм.   ѕри этом идет равномерный износ протектора по центру и кра€м.  ≈сли давление ниже, то накат уменьшаетс€, если выше - по центру протектора износ становитьс€ больше, чем по кра€м.  Ёто давление было определено по истиранию штатного Kumho406 и Kleber HP2. ƒавление провер€ю раз в неделю. ѕри резком похолодании, и увеличении веса багажа - шины подкачиваю, при потеплении и езде в одиночку - спускаю на 0,2атм.

ƒл€ езды по пахоте давление снижаю до 1,9атм, по песку, если застр€л - до 1,3атм.

–азмышлени€ о свойствах резины колес

25.05.2015. Ќа зимней Ќ‘-3 и Ќ‘-5 комфортна€ скорость дабы позвоночник не пробивала на латаном асфальте - 70 кмч. Ќа летней - только 55 кмч на том же участке. Ѕыл очень удивлен! ѕодчеркиваю на круг зимней шипованной всего 5 оставшихс€ шипов. я веду речь о свой свойствах резины и оптимальный температурный вариант перехода на конкретную марку летней! »бо прекрасно понимаю, что свойство резины зависит не от еЄ названи€, а от многих и многих слагаемых! —егодн€ переезжал знакомый участок с рельсами на летней Continental PC-5... мой позвоночник почему-то выбрал зимнюю √ислвед Ќф при одинаковом давлении!

“еперь по выбегу автомобил€ и вли€ни€ на него шин....

‘акты: два моих колеса Ќ‘3 и два колеса Ќ‘5 (всего четыре) имеют выбег при одинаковых услови€х постановки эксперимента - 1350 метром, тогда как четыре моих колеса  ѕ 5  при одинаковом давлении в 2,3 имеют выбег при тех же услови€х в 1050 метров.  Ќаружна€ температура была одинакова, трасса и участок замера конгруэнтен, с машиной никаких действий не предпринималось. «адалс€ вопросом почему?

"—уществует широко распространЄнное заблуждение, что на сухих дорогах протектор снижает коэффициент сцеплени€ из-за меньшей площади п€тна контакта по сравнению с шиной без протектора (slick tyre). Ёто неверно, так как в отсутствие адгезии сила трени€ не зависит от площади соприкасаемых поверхностей. Ќа гоночных автомобил€х в сухую погоду используютс€ шины с гладким протектором либо вообще без него дл€ того, чтобы снизить давление на колесо, уменьшив его износ, тем самым позволив примен€ть в изготовлении шин более пористые м€гкие материалы, обладающие бóльшим сцеплением с дорогой."

»сход€ из цитируемого объ€сн€ютс€ и следующие наблюдени€. ¬ Ћипецке есть уклон с поворотом (ул. ћеханизаторов в 50 лет ЌЋћ ), так при “+20— на моих  летних максималка - 60кмч, далее снос, на зимних же максималка 65 кмч и без сноса. "

—ледующа€ информаци€ также наводит на определенные мысли: ѕо Ўору в ј диапазоне: јвтомобильна€ шина 60Ч70 A ƒельта всего 10!
ћ€гкие колеса скейтборда 75 A “вердые колеса скейтборда 98 A  ƒельта 23!

"¬ наибольшей степени сопротивление качению зависит от таких конструктивных параметров шин, как количество слоЄв и расположение нитей корда, толщина и состо€ние протектора. ”меньшение количества слоЄв корда, толщины протектора, применение синтетических материалов (и стекловолокна) с малыми гистерезисными потер€ми способствуют снижению сопротивлени€ качению. — увеличением размера шины (диаметра) при прочих равных услови€х сопротивление качению также снижаетс€. ¬елико вли€ние эксплуатационных факторов на величину момента сопротивлени€ качению."...

ј вот и ответы на мои вопросы (наблюдени€): 

"“ак, с повышением давлени€ воздуха в шине и еЄ температуры сопротивление качению уменьшаетс€. Ќаименьшее сопротивление качению имеет место при нагрузке, близкой к номинальной. — увеличением степени изношенности шины оно уменьшаетс€."

"Ќа дорогах с твЄрдым покрытием сопротивление качению во многом зависит от размеров и характера неровностей дороги, обусловливающих повышенное деформирование шин и подвески и, следовательно, дополнительные затраты энергии. ѕри движении по м€гким или гр€зным опорным поверхност€м затрачиваетс€ дополнительна€ работа на деформирование грунта или выдавливание гр€зи и влаги, наход€щихс€ в зоне контакта колеса с дорогой. »сследовани€ показывают, что при движении автомобил€ со скоростью до 50 км/ч сопротивление качению можно считать посто€нным. »нтенсивное уменьшение сопротивлени€ качению наблюдаетс€ при скорости свыше 100 км/ч. ќбъ€сн€етс€ это увеличением центробежных сил, действующих на шину, которые раст€гивают еЄ в радиальных направлени€х."

Ќе видел на шинах обозначени€ Traction!  оэффициент сцеплени€, имеет значени€ ј, ¬, —.  оэффициент ј имеет наибольшую величину сцеплени€ в своем классе. Ќаводит на определЄнные мысли по отношению к рекламе производителей шин! 

Ќе видел м€гких ("маргаринных")  шин даже при +47—, а вот "маргаринный" асфальт наблюдал!

ƒалее цитаты технических специалистов:
- "–езину вулканизируют в прессах при температуре 160 - 180—. –азрушаетс€ - начина€ с 250—....но процесс длительный, и без доступа кислорода (иначе загоритс€)... "
- "–езина и аморфное тело, посто€нной температуры плавлени€ не имеет"
- "≈ще одно интересное свойство каучука заключаетс€ в том, что температура плавлени€ кристаллического образца непрерывно растет с увеличением времени его хранени€."
-"“емпература вулканизации должна быть выше температуры плавлени€ серы (120∞—), но ниже температуры плавлени€ каучука (180-200∞—)."

¬ыбор шин

1. Ѕюджет. ??  ак-то был период соревновани€ с ∆ ’ через судебную систему и опыт управлени€ многоквартирным домом. ¬ывод дл€ себ€ сделал следующий: лучше больше зарабатывать, чем доказывать системе, что в части они теб€ ограбили.

2. ¬ыбор колес. ? —обственно выбор зависит от поставленной водителем задачи. „асто вижу, что обсуждение идет без целей, посему выбор с потолка!

3. –азмерность. ? “акже зависит от целей. ќт себ€ ( при цели - макс. клиренс) есть колеса и на 195/65/15 и на 175/80/14. Ќичего не цепл€ет, правда, па€льником по пластику приложитс€ надо ( один раз)! 

4. Ѕолтанка высоких на трассе на скорости. ? ƒа, конечно, низкопрофильные более скоростные. Ќо если у человека есть понимание в определении качества резиновой смеси (скрип-тест) и понимани€ значени€ давлени€ в шине дл€ еЄ излома, то все комментарии о невозможности передвижени€ на высокой резине и на высокой скорости отпадут!   тому же задайте себе вопрос на какой высоте шин езд€т за 200 км/ч раллийные авто!?

5. ¬ес шины. ѕочему это не обсуждаетс€? „ем хуже дорога, тем больше потери на перемещение лишней массы колеса вверх-вниз. –абота эта совершаетс€ только за счет доп. стоимости бензина!   примеру, у мен€ два комплекта зимней резины. разница на колесе достигает 3-х кг! Ќа трассу ставлю т€желые (торможений и разгонов мало), в городе только легкие колеса обеспечивают и динамичный разгон, и хорошую экономию и езду по разбитому асфальту.

» последнее.. Ёкономи€ на качестве соединени€ в единственной точке (на самом деле их 4) опоры авто с дорогой привод€т к более высоким финансовым расходам, правда, иногда эти расходы несут оставшиес€ в живых родственники! Ќо это самый оптимистичный случай! ј эффективно и безопасно ездит можно и на лысой  јће, всЄ зависит от адекватности и умени€ водител€!

Ўины летом

Ћетом использую Ўины Kleber HP2 195\65\15 с индексом 91T, т.е. ездить на них можно на скорости 190км\ч.  стати, они одни из самых тихих и комфортных.  роме этого, вес их такой же как у штатных - 8,2кг. —о штатным штампованным диском колесо весит 16,2 кг. ¬нешний диаметр Kleber HP2 - 63,6см. Ўтатный Kumho406  имеет диаметр 59,6см, т.е. мои колЄса на 4 см выше штатных, поэтому клиренс автомобил€ увеличен ровно на 2 см и достиг 16 см в самой нижней точке. ѕо началу эти шины задевали пластиковую защиту задних ниш. ѕричем задевали не по центру, а только по наружному краю шины. "¬иновником" контакта были выступы на защите. ”брал па€льником эти выступы. “еперь даже с полной загрузкой и приземлени€ после бугра, задевани€ нет! —переди шины Kleber HP2 195\65\15 не задевает ничего в нише. ƒиски штатные - металлические. «ащиту не ставил, т.к. не вижу в этом необходимости. »ногда, если еду в лес, и по метеоуслови€м возможен дождь, ставлю зимнюю шипованую. ѕо мокрой траве и чернозЄму, а особенно глине, зимн€€ т€нет лучше!

Ўины зимой 

«имой спереди √иславед Ќорд ‘рост 3 - 175\80\14 шипованый. ѕосле двух зим на левом колесе вылетело 50 шипов, на правом 70, т.е эта резина очень плохо держит шипы. —зади Ѕриджстоун W-03 - 175\80\14 шипованый с камерой, т.к. борта уже воздух не удерживают. »х € купил б\у в 1993 году, сделаны они в 1998. ¬ 2010 году на их нет около 20 шипов и это за 20 лет эксплуатации! “.е. качество шиповани€ за двадцать лет ухудшилось в 3раза, однако!
Ѕриджстоун W-03 очень тиха€ резина, ничего не цепл€ет. ≈зжу на давлении 2,4 атм., очень большой накат, комфортность лучше штатной, тормоза и устойчивость хорошие. Ќареканий к ним нет.

"ѕереобуваю" Ћачу при достижении среднесуточной температуры в +5 градусов. ѕримерно 1 апрел€ и 1 но€бр€.

 

ѕрокол шин

—тараюсь в ремонте шин делать самосто€тельно, т.к. в шиномонтаже шину снимают с диска, что не очень хорошо. –емонт делаю при помощи набора дл€ заделки мелких повреждений даже не снима€ колеса со ступицы.  роме этого, така€ методика не нарушает балансировки колЄс.

ƒа, ещЄ у передних амортизаторов есть дефект - при длительном вывешивании машины на подъемнике их потом клинит, т.е. не сжимаютс€. Ћечитс€ это спокойной ездой на ровной дороге. ѕримерно через 30 км амортизаторы начинают работать как им положено. ѕо этой причине, стараюсь при проколе колЄс авто не поддомкрачивать, и ремонт делать на месте.

Ѕалансировка колЄс

Ѕалансировку выполн€ю при установке новых шин и после шиномонтажа (большой прокол или порез).  роме это, передние балансирую раз в год перед скоростным летним сезоном.

¬ес дисков штампованого, литого и кованого и их выбор

–ешил проверить утверждение, что литые диски легче штампованых. ¬з€л весы и пошЄл в магазин. “ам взвесил три диска одинаковой размерности на 15. »тог замеров такой: штампованый - 7,8кг, литой 7,6кг, кованый -5,8кг.

ƒолго размышл€л, что лучше дл€ зимы штамп или литой. 
ƒелюсь своим опытом... ¬идел аварию, когда после волны на нормальном асфальте 3 литых диска на скорости за 90кмч разлетелись в хлам. ѕон€л, что дл€ скорости штамп лучше. ¬идел 2 эпизода зимой. ќдин въезд в лужу под снегом в мороз, другой - буксовка на рыхлом снегу. ¬ обоих случа€х внутренн€€ часть колеса покрылась льдом. —пасло только то, что спицы литого диска были редкими и палкой лЄд сбили, что при штампе выполнить невозможно. ќтсюда мой вывод: летом - скорость - штамп. «имой - снег- литой с редкими спицами.

ћои диски

“ип литые
ћатериал алюминиевый сплав
÷вет серебристый
Ўирина обода 5.5 "
ƒиаметр обода 14 "
 оличество крепежных отверстий 4
ƒиаметр расположени€ отверстий 114.3 мм
ƒиаметр центрального отверсти€ 67.1 мм
¬ылет (ET) 43 мм
¬ес  кг

 

K&K јвион

 
 

“олщина рисунка протектора Kleber HP2 в мм и пробег 

 олеса 0 км 10000 км 19000 км 21000 км 28000км 37000км 47000км 53000км
пер.пр 7 6,2 5,3 5,2 3,8 3,4 2,8 2,3
пер.лев 7 6,3 5,4 5,2 3,8 3,4 2,9 2,4
зад.лев 7 5,7 3,8 3,8 2 1,6 - -
зад.пр 7 5,3 3,6 3,6 1,6 1,2 - -

“олщина рисунка протектора Tigar Hitris  0211 в мм и пробег

 олеса 0 км 10000 км 17000 км          
правое 7 4,3 3,3          
левое 7 4,8 3,8          

¬ таблице показан износ летних шин Kleber HP2 195\65\15. Ќа 19000 км пробега на этих шинах обнаружил повышенный износ задних колес, особенно правого заднего колеса. —делал развал-схождение колес,  после этого быстрый износ задних шин прекратилс€.

»знос Tigar Hitris выше, чем Kleber HP2. Ўины тихие. Ќа мокрой дороге работают очень надежно. ’ороший нагат. Ќа них и  лебере установлен рекорд выбега автомобил€ со скорости 80км\ч до остановки на горизонтальном участке (замер в обе стороны). ќн составил 2000м.

¬заимосв€зь диаметра колеса и вылета диска ET

20.02.2013. 116500 км.

ѕришло врем€ приобретать ещЄ один комплект дисков, т.к. зимние шиповатые колеса износились. я приобрел пару новых шин Gislaved NordFrost-5 размером 175/80/14 и весом в 8,0кг. јналогичных моим зимним дискам на 14  и  јвион в продаже не оказалось поэтому пришлось искать подобные. ѕри поиске особых проблем не было, но только до той поры, пока € не задумалс€ о значении выноса диска (≈“).

¬ылет диска - это рассто€ние между привалочной плоскостью колЄсного диска (плоскость которой прижимаетс€ диск к ступице) и серединой ширины диска. »змер€етс€ он в мм. Ќемцы обозначают вылет ET, французы - DEPORT, производители из других стран обычно пользуютс€ английским OFFSET.

ƒело в том, что штатные диски имеют размер 6.0х15 ≈“44, а шины 195/55/15. ѕо-видимому, инженеры GM эти размеры выбрали неслучайно, т.к. при них ось колеса и ось стойки амортизатора сходились в одной точке на поверхности опоры колеса. ”величива€ же диаметр колеса дл€ увеличени€ клиренса автомобил€ логично было предположить, что с увеличением диаметра шины эта точка уходит кнаружи. ѕерерыл почти весь »нтернет, прочитав массу статей про ≈“, € не нашел ни одной, где бы  эта проблема обсуждалась. ≈динственный по€сн€ющий рисунок с јвтошина.info, который приведен здесь, но и там имеетс€ ошибка, т.к. ось стойки не проходит через центр самой стойки.

“огда € самосто€тельно решил найти истину. ¬з€в за основу предположение, что штатные размеры шин и дисков обеспечивают как раз норму Ц схождение двух осей в одной точке. ƒальнейшие расчеты были не трудны. Ќовые шины имели размер 175/80/14, соответственно требовали диска на 14 с шириной 5,5 дюйма. «на€, что наружный диаметр новых шин равен 636 мм, что на 40 мм больше штатных (596мм) и примерный наклон стойки амортизатора (он равен 12о), через тригонометрические формулы вычислил величину наружного смещени€ точки пересечени€. ќна оказалась сдвинутой кнаружи на вылет диска - подвеска ћакферсона4,5мм. “аким образом,  новые диски на 5,5х14 требовали уменьшени€ выноса на эту же величину. ≈“44-4,5=≈“39,5.

“еперь дело за малым Ц поиском таких дисков:  5,5х14 ≈“39±2. 

ќткуда вз€т угол наклона стойки амортизатора? ¬ руководствах € эту величину не нашел. ¬ычислил еЄ эмпирически: от наружного кра€ протектора шины в верхней еЄ точке до амортизатора 210 мм, диаметр амортизатора примерно 60мм, ширина шины 200мм, т.е. до оси стойки 130мм (200/2+60/2). ¬ысота (диаметр колеса) - 596 мм. “аким образом, имеем треугольник с двум€ катетами в 596мм и 130мм и 900 между ними, где острый угол будет равен 12,30 - это и есть угол наклона оси стойки амортизатора.

» цитата от —ерге€ ћаслова: "—огласно “ретьему закону Ќьютона (сила действи€ равна силе противодействи€), обща€ масса автомобил€ распределена между четырьм€ его колесами, при этом сила, действующа€ на каждое колесо, направлена от поверхности, на которой стоит (или двигаетс€) автомобиль. “очкой приложени€ этой силы €вл€етс€ при этом центр площади п€тна контакта шины с дорожным покрытием. ≈сли прин€ть, что подвеска автомобил€ исправна, колеса отбалансированы и углы развала-схождени€ соответствуют норме, то этот центр площади п€тна контакта будет находитьс€ на оси симметрии колеса по его ширине. “уда же должна опускатьс€ и ось стойки амортизатора, на которой наход€тс€ креплени€ рулевых т€г (наконечников)."

ќн-лайн калькул€тор расчет треугольника:

AB = 596, C = 77.6953∞
BC = 130,
A = 12.3047∞
CA = 610.0131,
B = 90∞

     

—опротивление качению

јвтор: ёлиюс ћацкерле (Julius Mackerle)
»сточник: Ђ—овременный экономичный автомобильї [1]
—опротивление качению зависит от массы автомобил€ и коэффициента трени€ качени€. ћасса автомобил€ при этом оказывает первостепенное вли€ние на величину сопротивлени€ качению. Ѕольша€ масса про€вл€етс€ неблагопри€тно в любом случае, если мы стремимс€ к экономии энергии, то уменьшение массы автомобил€ €вл€етс€ одной из первостепенных задач.

ћасса про€вл€етс€ в виде силы, прижимающей автомобиль к земле. ѕередвижению преп€тствует сила, котора€ зависит от коэффициента трени€ качени€ между автомобилем и поверхностью дороги. «десь имеетс€ возможность экономить определенную энергию. —ила сопротивлени€ качению автомобил€ Pf рассчитываетс€ по формуле

Pf = QЈf,

где Q Ц нормальна€ нагрузка; f Ц коэффициент трени€ качени€.

 оэффициент сопротивлени€ качению

Ќиже приведены значени€ коэффициента f, которые действительны дл€ качени€ шины колеса по поверхности дороги с различным покрытием и дл€ других движителей:

«начени€ коэффициента трени€ качени€ f дл€ различных движителей

ѕокрытие

«начение f

 олесо с шиной

јсфальтобетон

0,01

Ѕетон, мелка€ брусчатка

0,015

√равийное укатанное с дЄгтевой пропиткой

0,02

ўебЄночное

0,025

√рунтовое укатанное

0,05

√рунтовое размокшее

0,1

ѕахота

0,15-0,35

√усеничный движитель

ѕахота

0,07-0,15

”катанный снег

0,15

–ыхлый снег

0,3

—тальное колесо на рельсе

0,001-0,002

ѕримечание. «начени€ первых семи коэффициентов завис€т также от давлени€ в шине и ее типа, о чем будет сказано ниже.

¬ приближенных расчетах можно допускать, что коэффициент сопротивлени€ качению с изменением скорости автомобил€ не мен€етс€. Ќаименьшее сопротивление качению имеет стальное колесо на рельсе, наибольшее Ц гусеничный движитель на рыхлом снегу. „ем меньше деформаци€ поверхности, тем меньше сопротивление качению.

—опротивление качению на неровной дороге

ѕри движении по неровной дороге сопротивление качению зависит от жесткости амортизирующего элемента.

Ќаезд колеса на преп€тствие

Ќаезд колеса на преп€тствие

≈сли на поверхности дороги возникает преп€тствие высотой h (см. рис. слева) и автомобиль наезжает на него с малой скоростью, то он может остановитьс€. Ќа рисунке масса автомобил€ представлена грузом ћ, прикрепленным к оси колеса через пружину F. ѕредположим, что масса ћ жестко соединена с осью. ¬ этом случае дл€ преодолени€ преп€тстви€ необходима така€ вертикальна€ сила V, котора€ способна подн€ть массу ћ на высоту h. Ёта сила может обеспечиватьс€, например, кинетической энергией автомобил€ при движении. „тобы автомобиль мог продолжать движение, необходимо, чтобы его кинетическа€ энерги€ была большей, чем требуетс€ дл€ подн€ти€ автомобил€ на высоту h. Ќеобходима€ величина вертикальной силы зависит от угла наезда α и рассчитываетс€ по формуле

V = HЈtgα.

¬рем€ подъема определ€етс€ скоростью автомобил€, а форма преп€тстви€ определ€ет процесс изменени€ скорости и ускорени€. Ќа вершине твердого преп€тстви€ скорость массыћ не будет равна нулю, и колесо отскочит от преп€тстви€. ќднако гравитационна€ сила остановит массу ћ и вернет ее на землю путем свободного падени€. Ёнерги€ горизонтальной силы Ќ будет затрачена на перемещение колеса на высоту преп€тстви€, но при отскоке колеса эта сила уже не действует и, следовательно, не вли€ет на увеличение сопротивлени€ качению автомобил€ [2].

≈сли масса ћ опираетс€ на пружину F и колесо снабжено упругой шиной, то исчезает необходимость подъема колеса и массы ћ на высоту преп€тстви€ h. ѕри благопри€тном отношении неподрессоренной массы колеса и подвески к подрессоренной массе ћ колесо не отскочит от преп€тстви€, и часть энергии, аккумулированна€ в сжатой пружине и шине, после преодолени€ преп€тстви€ вернетс€ и передвинет автомобиль вперед. ќднако значительна€ часть энергии за счет внутреннего трени€ в амортизирующих элементах потер€етс€, превратившись в теплоту. ƒостаточно м€гка€ подвеска колес может уменьшить потери энергии при переезде через неровность.

—опротивление качению на деформируемом покрытии

Ќа дороге с хорошим покрытием действует правило: жесткое колесо на твердом, малодеформируемом покрытии обеспечивает наименьшие потери, обусловленные сопротивлением качению. ≈сли неровности имеют большой размер, то увеличение жесткости колеса и амортизирующих элементов вызывает рост сопротивлени€ качению. ¬ этом случае выгодным €вл€етс€ использование м€гкой шины больших размеров и нежестких амортизаторов. Ўина больших размеров с м€гкой боковой поверхностью и низким давлением сама амортизирует мелкие неровности, так что и неподрессоренна€ масса будет испытывать колебани€ весьма малой амплитуды, которые хорошо гас€тс€ м€гкой подвеской. Ќебольшое давление в шине увеличивает площадь ее контакта с поверхностью дороги, что уменьшает глубину погружени€ колеса в м€гкое покрытие и соответственно образует колею меньшей глубины.

 оэффициент трени€ качени€ жЄсткого колеса на деформируемом покрытии имеет иной характер, чем на твердой поверхности, и определ€етс€ по формуле

‘ормула

где h Ц глубина погружени€ колеса в покрытие, мм; D Ц диаметр колеса, мм.

¬ этом случае давление воздуха в шине может вли€ть противоположно тому, как это имеет место на твердом покрытии, поскольку из-за малого погружени€ колеса в покрытие при низком давлении в шине коэффициент сопротивлени€ качению будет меньше, чем при высоком. ѕосле того как автомобиль с такими шинами выйдет с бездорожь€ на шоссе, в них необходимо увеличить давление, иначе боковые поверхности шин при большом прогибе будут сильно разогреватьс€. Ќа некоторых автомобил€х используетс€ специальное оборудование, позвол€ющее измен€ть давление в шинах, не прекраща€ движени€.

 

ѕри движении колеса часть энергии шина тратит на деформацию вследствие перемещени€ п€тна контакта. Ёта энерги€ вычитаетс€ из сообщЄнной телу кинетической энергии, и поэтому колесо тормозит. Ќа сопротивление качению может уходить до 25Ч30 % энергии топлива. ¬прочем, этот процент сильно зависит от скорости автомобил€. Ќа больших скорост€х он ничтожно мал.

—опротивление качению зависит от многих конструктивных и эксплуатационных факторов:

конструкции шины;

давлени€ воздуха в шине;

температуры;

нагрузки;

скорости движени€ автомобил€;

состо€ни€ подвески автомобил€;

состо€ни€ дорожной поверхности.

— увеличением размера шины (диаметра) при прочих равных услови€х сопротивление качению также снижаетс€.

¬елико вли€ние эксплуатационных факторов на величину момента сопротивлени€ качению. “ак, с повышением давлени€ воздуха в шине и еЄ температуры сопротивление качению уменьшаетс€. Ќаименьшее сопротивление качению имеет место при нагрузке, близкой к номинальной. — увеличением степени изношенности шины оно уменьшаетс€.

Ќа дорогах с твЄрдым покрытием сопротивление качению во многом зависит от размеров и характера неровностей дороги, обусловливающих повышенное деформирование шин и подвески и, следовательно, дополнительные затраты энергии. ѕри движении по м€гким или гр€зным опорным поверхност€м затрачиваетс€ дополнительна€ работа на деформирование грунта или выдавливание гр€зи и влаги, наход€щихс€ в зоне контакта колеса с дорогой.

»сследовани€ показывают, что при движении автомобил€ со скоростью до 50 км/ч сопротивление качению можно считать посто€нным. »нтенсивное уменьшение сопротивлени€ качению наблюдаетс€ при скорости свыше 100 км/ч. ќбъ€сн€етс€ это увеличением центробежных сил, действующих на шину, которые раст€гивают еЄ в радиальных направлени€х.

 

ќсновные составл€ющие резиновой смеси:

  1.  аучук. ’от€ шинный коктейль необычайно сложен по своему составу, основу его всЄ же образуют различные каучуковые смеси. Ќатуральный каучук, состо€щий из высушенного сока (латекса) бразильской гевеи, долгое врем€ доминировал во всех смес€х, различа€сь при этом лишь по уровню качества. “акже каучуконосный млечный сок содержитс€ в некоторых видах сорных трав и одуванчиков. ѕроизводимый из нефти синтетический каучук был изобретЄн немецкими химиками в 30-е гг. и современна€ скоростна€ шина без него просто немыслима. ¬ насто€щее врем€ синтезируетс€ несколько дес€тков различных синтетических каучуков.  аждый из них имеет свои характерные особенности и строгое назначение в разных детал€х шины. ƒаже после изобретени€ синтетического изопренового каучука (— ») Ч близкого по свойствам к натуральному, резинова€ промышленность не может полностью отказатьс€ от использовани€ последнего. ≈динственный его недостаток перед — » Ч дороговизна. Ќа территории ———– небыло возможности получать натуральный каучук из растений, а покупать его за границей приходилось за валюту. Ёто спровоцировало развитие богатой химии синтеза каучуков и других полимеров.

  2. “ехнический углерод. ƒобра€ треть резиновой смеси состоит из промышленной сажи (технический углерод), наполнител€, предлагаемого в различных вариантах и придающего шине еЄ специфичный цвет. —ажа обеспечивает в процессе вулканизации хорошее молекул€рное соединение, что придаЄт покрышке особую прочность и износостойкость. —ажу получают путЄм деструкции природного газа без доступа воздуха. ¬ ———– при доступности этого ЂдешЄвогої сырь€ было возможно широкое применение технического углерода. –езиновые смеси с использованием “” вулканизуютс€ серой.

  3.  ремниева€ кислота. ¬ ≈вропе и —Ўј ограниченный доступ к источникам природного газа вынудил химиков найти замену “”. ѕри том, что кремниева€ кислота не обеспечивает такую же высокую прочность резинам, как “”, она улучшает сцепление шины с мокрой поверхностью дороги. “ак же она лучше внедр€етс€ в структуру каучука и меньше вытираетс€ из резины при эксплуатации шины. Ёто свойство менее пагубно дл€ экологии. „Єрный налЄт на дорогах Ч технический углерод, вытертый из шин. ¬ рекламе и обиходе шины с использованием кремниевой кислоты называютс€ ЂзелЄнымиї. –езины вулканизуютс€ перекис€ми. ѕолностью отказатьс€ от использовани€ технического углерода в насто€щее врем€ не представл€етс€ возможным.

  4. ћасла и смолы.   важным составным част€м смеси, но в меньшем объЄме, относ€тс€ масла и смолы, обозначаемые как м€гчители и служащие в качестве вспомогательных материалов. ќт достигнутой жЄсткости резиновой смеси во многом завис€т ездовые свойства и износостойкость шины.

  5. —ера. —ера (и кремниева€ кислота) Ч вулканизующий агент. —в€зывает молекулы полимера Ђмостикамиї с образованием пространственной сетки. ѕластична€ сыра€ резинова€ смесь превращаетс€ в эластичную и прочную резину.

  6. ¬улканизационные активаторы, такие как оксид цинка и стеариновые кислоты, а также ускорители инициируют и регулируют процесс вулканизации в гор€чей форме (под давлением и при нагреве) и направл€ют реакцию взаимодействи€ вулканизующих агентов с каучуком в сторону получени€ пространственной сетки между молекулами полимера.

  7. Ёкологические наполнители. Ќова€ и ещЄ не распространЄнна€ технологи€ предполагает собой примен€ть в смеси протектора крахмал из кукурузы (в перспективе картофел€ и сои). «а счЄт значительно уменьшенного сопротивлени€ качени€ шина на основе новой технологии выдел€ет в атмосферу почти вдвое меньше соединений углекислого газа по сравнению с обычными шинами.

¬ последнее врем€ наметились всЄ бо́льшие тенденции, направленные на уменьшение высоты профил€ шины при сохранении ширины и одновременном увеличении посадочного размера, и, соответственно, использовании дисков большего диаметра дл€ сохранени€ радиуса качени€. Ёто делает возможным установку тормозных механизмов большего диаметра, что необходимо в свете роста мощностей моторов и скоростей автомобилей. “акже уменьшаетс€ деформаци€ боковых стенок шины Ч это улучшает реакции шины на действи€ рулЄм, и снижает нагрев шины, но, с другой стороны, ухудшает комфортабельность движени€ (особенно по дорогам невысокого качества), долговечность (в тех же услови€х) и проходимость, а форма п€тна контакта становитс€ короче и шире.

—нижение сопротивлени€ качению шины также €вл€етс€ одним из приоритетнейших направлений в развитии шинной промышленности. —нижение сопротивлени€ позвол€ет повышать экономичность движени€ автомобил€, за счЄт более совершенных материалов, примен€емых в протекторе, которые поглощают меньше энергии при раст€жении и сжатии. Ѕольших успехов достигла компани€ Michelin, разработанные ею опытные образцы покрышек Proxima позвол€ют снизить вес на 20 %, а сопротивление качению на 25 % Ч до 6.5 кг/т по сравнению с покрышками серии Energy, обладающими сопротивлением в 9 кг/т. ƒл€ справки Ч шины, выпущенные в1897 году, имели сопротивление качению в 25 кг/т.

‘рикционна€ шина (простореч. Ђлипучкаї) Ч зимн€€ шина схожа€ по своим качествам и внешнему виду с ошипованной шиной, от которой отличаетс€ полным отсутствием шипов противоскольжени€ и большей ламелизацией протекторных блоков (эффект увеличени€ коэффициента сцеплени€ происходит посредством защемлени€ ламел€ми дорожного покрыти€). Ќаносит минимальный вред дорожному покрытию. –аспространено мнение, что имеет улучшенное сцепление на сухом асфальтовом покрытии по сравнению с ошипованной шиной. ќднако, многочисленные результаты испытаний доказывают, что современна€ ошипованна€ шина ведЄт себ€ на сухом асфальте в большинстве случаев лучше фрикционной шины. ¬едь фрикционна€ шина имеет слишком м€гкий состав резины, плюс большую податливость за счЄт множества ламелей и на асфальте така€ резина словно слегка ЂплывЄтї[3].  роме того фрикционна€ шина, как правило проигрывает на гололЄде и укатанном снегу ошипованной шине. ’от€ при особенно низких температурах часто фрикционна€ шина отыгрываетс€ за счЄт того, что еЄ м€гкость не позвол€ет Ђдубетьї резине и продолжает эффективно работать. ќт ошипованной шины протектор фрикционной Ђлипучкиї отличаетс€ глубиной и количеством ламелей. Ўины Ђлипучкиї лучше впитывают воду и будто Ђприлипаютї к поверхности из-за повышенного коэффициента трени€. »з-за Ђэффекта прилипани€ї и по€вилось пон€тие зимней шины Ђлипучкиї. —тоит отметить, что подобный эффект про€вл€етс€ далеко не у любой фрикционной резины.

Ўирина и ходовые характеристики.

Ёмпирическа€ формула дл€ шин на снегу: чем уже шина, тем лучше сцепление. » еще: у более узких шин более низкое сопротивление качению и следовательно, такие шины гораздо экологичнее широкопрофильных Ђшлепанцевї. ѕочти все автомобили могут ездить с шинами различной ширины. «имой лучше выбирать самые узкие шины, какие только возможно.

 

 

 

—равнение штатных шин Kumho 406 195/55/55 и Kleber Dinaxer HP2 или Tigar Hitris (обе шины 195/65/15)

 

 

 ¬изуальный шинный калькул€тор в 3D    

—равнение Kleber Dinaxer HP2 и Tigar Hitris (обе шины 195/65/15) с зимними  Gislaved NF-3 и -5 175/80/14

 

 

¬изуальный шинный калькул€тор в 3D    
     
 

19.03.2013 приобрел две шипованые шины Gislaved Nordfrost-5 размером175/80/14 по 3960 руб. ¬ес каждой 8,0 кг. Ќайти еЄ оказалось не просто Ц исчезающий вид хорошего качества.  уплена в магазине ЂVianorї, тел. 452-929.

 

23.03.2013 в магазине Ђћетрої приобрел две шины ContiPremiumContactTM 5 91T размером195/65/15. ќстрой нужны в этом не было, но € не мог пройти мимо отменного качества изготовлени€ шин производства ѕортугалии. ¬ес шин оказалс€ 7,95 и 7,94 кг. —тоимость каждой 2890 руб.

 

   
     

Last modified: 03/24/17