Доктор Avic

 

Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo

Doctor Avic

Дoмoй Bвepx Содержание [Bвepx] [Терморежим моторн.отсека] [Зима и теплопотери] [Коэфф.климатич.адаптации] [Тепловизор] [Доп. термостат] [Гистерезис термостата] [Дополн. вентилятор] [Жалюзи  и щели] [Утепление мотора] [Утепление решетки] [4,5 вариант утепления] [7-9 Защита низа МО] [10,11 вариант 2012] [12 - одеяло Суляна] [Масло и ОЖ]

Bвepx

 

В пробках и включенном кондиционере часть потока воздуха в радиаторе и конденсоре идет в противоположную сторону

 РадиаторДвижениеВоздуха5.jpg

27.05.2014 142тыс.км. Решил замерить эффективность работы вентиляторов радиатора. Для измерений использовал анемометр AR856. Измерения проводились на открытой площадке при наружной температуре +28С, ОЖ +82С. На схеме слева окружность штатного вентилятора, справа - дополнительного (Лузар на 110 Вт). Вид радиатора изнутри МО.

При включении кондиционера, работает только штатный вентилятор. При этом оказалось, что поток воздуха устремляется из МО через сечение дополнительного вентилятора и правую половину радиатора наружу со скоростью от 0,6 до 2,3 м/с! И это при открытом капоте... При закрытом капоте, естественно скорость движения воздушного потока возрастает, т.е. через правую часть радиатора идет не наружный более холодный воздух, а подогретый в МО воздух с температурой летом от +25 до +70С.

Соответственно, без включения дополнительного вентилятора эффективность теплоотдачи конденсора (радиатора кондиционера) и самого радиатора системы охлаждения ДВС ниже.

Теоретически самые плохие условия для охлаждения и ДВС и конденсора - это не стояние на месте, а движение со скоростью от от 0,6 до 2,3м/с, т.е от 2,1 до 8,4км/ч

Поэтому при частых и продолжительных пробках и жаре установка дополнительного вентилятора желательна!

 Скорость ДвиженияВоздухаЧерез Решетку.jpg

27.05.2014 В таблице слева приведены данные замеров потока воздуха при стоянке с работающим ДВС на ХХ. Наружная температура +28С.

Замеры анемометром AR856 в каждой щели справа, между правым краем и центром, в центре, между центром и левым краем и слева. Два замера с открытым капотом и закрытым. Жалюзи полностью открыты. Низ пространства перед радиаторами закрыт герметично оцинковкой.

Включены были оба вентилятора: штатный на 370мм диаметром и дополнительный от Лузар на 290 мм диаметром (110 Вт).

С учетом замеренных скоростей потоков воздуха, получены следующие данные:

1. Штатный вентилятор прокачивает ~ 2500м3/ч. v=7,5м/с

2. Дополнительный вентилятор  - ~ 1300м3/ч. v=6м/с

3. Вентилятор активной вытяжки из МО - ~ 170м3/ч. v=4,2м/с, (D=120мм)

4. Скорость из сопел в колесных нишах слева (сторона водителя) - 8,4м/с, справа - 6,8м/с

Опыты с лёгким и маломощным (70Вт) доп. вентилятором NSM

 

 

 

     
     
 

Оказалось:
1. При включении кондёра вентилятор радиатора запускается через реле высоких оборотов.
2. Забыл соединить разъем доп. сопротивления, поэтому при достижении 98С ОЖ без включения кондёра вентилятор не включался.
3. Инженеры GM доп. сопротивление в 1,7 Ом в схему добавили после посещения нескольких пивных, в противном случае логика присутствия в схеме этого сопротивления не прослеживается.
4. Лохотрон приобретает всё больше масштабы: Экзист, Емекс 48 выдает вентилятор NSM с параметрами 5,0 А,, ~ 70 Вт, 6,3 м/с, 1,4 кг за AVA с параметрами ? А,, 180 Вт, ? м/с, 2,5 кг 
5. Очень трудно вернуть в интернет магазин вентилятор с указанными параметрами, хотя в сопроводиловке написал требуемые значения.

Замена дополнительного вентилятора Лузар на Termal

     
   
     

 Поставил вместо дополнительного вентилятора Лузар новый вентилятор Termal. Лузар не охватывал всю площадь правой стороны радиатора (4-5 см снизу), работал с вибрацией и очень шумно. Крыльчатка его была на 5 см меньше в диаметре (24 см). В целом производительность осталась та же - 1250 м3/час, но теперь вытягивает воздух со всей правой половины радиатора, что повышает эффективность системы охлаждения. Небольшой выигрыш по энергопотреблению - требует меньшего тока.

Также заменил проводку поставил провода с сечением 1,0 мм2 многожильные и медные (для акустики). Разъем поставил 5-ти штекерный. На "+" и "-"  выделил по два контакта. Уменьшил предохранитель с 25 А до 15 А.

Вентилятор  Termal работает тихо, в салоне еле слышен. Работу определяю по погасшему светодиоду на выключателе. Включение - ручное, по звуковому сигналу от БК. Выставил сигнал на 95С. Резистор закорочен.

Проблему высокой температуры в МО решил. Лучше всего с этим справляется фиксатор капота, удерживая его "пасть" на 11 см от положения штатного. Менее значимы вентиляторы, ибо выгнать горячий воздух из-под капота им проблематично. Да и требуется значительное количество эл.энергии. Ни включение обоих вентиляторов одновременно, ни реверс их же не сбрасывают температуру в МО так быстро и существенно, как это делает приоткрытый капот. Ещё меньшее значение имеет вытяжка, т.к. производительность её вентилятора крайне мала (170м3/час). Планирую сделать тепловые расчеты..., если, конечно, не потеряю к этому интереса! 

На очереди проблема высокой температуры в салоне при стоянке на солнце на жаре - выходят из строя видеорегистраторы...
Два уже спалил.

     
 

 Я в штатную не вмешивался и поставил доп. вентилятор так: кнопка в салоне со светодиодом, который светится, когда вентилятор выключен (напоминалка при постановке на стоянку). Такая схема даёт возможность включить оба вентилятора на максимальный режим или включать любой из них:
1. основной включением кондера на макс. или автоматом по температуре ОЖ 98 также на макс. Резистор замкнут, т.к. отнимает ~30% объема перекаченного воздуха, проверено анемометром. С резистором ~1650 м3/ч, без - 2500 м3/ч.
2. доп. вентилятор сразу на макс кнопкой на передней панели.

Была проблема шума и вибрации доп.вентилятора (Лузар, 4,5 А). Решил её установкой нового тихого Termal, 3,5А той же производительности (1250 м3/час).

Суммарная теоретическая производительность двух вентиляторов по схеме Тамам (доп. вместо резистора) ~ 2475 м3/ч. Суммарная реальная производительность двух вентиляторов по моей схеме - 3750 м3/ч.

Делать автоматику пока не собираюсь, т.к. сам могу задавать любые режимы, при любой погоде и с разными целями.

     

 

Установка дополнительного вентилятора для радиатора и конденсора


 

Третье лето для меня стало проблемным. Жара за 30грС, а в салоне при включенном кондиционере былой прохлады не чувствуется. Помня о том, что наши чувства могут давать сбой, решил обратиться к измерительным приборам - к простому спиртовому термометру. Измерение температуры охлаждённого воздуха производилось на центральном дефлекторе в положение обдува - "в салон", открыты только центральные дефлекторы; скорость вентилятора - "2", двери закрыты, стёкла подняты.

Показатели минимальной температуры в +14 гр.С говорили сами за себя - пришел конец кондиционеру и комфортному вождению в авто. Дело в том, что при такой температуре из дефлекторов, при температуре наружного воздуха за 30 гр.С добиться снижения температуры в салоне ниже +28 не представлялось возможным. Да, и эта температура в салоне при +36грС за бортом устанавливалась только через 60 минут поездки.

Купил книгу «Кондиционеры и климатические системы легковых автомобилей». Прочитав ее, понял, что больного еще можно реанимировать.

Ну, естественно, начал с простого, с промывки конденсора от грязи. Перед конденсором у моей Лацетти уже три года стоит сетка, и я надеялся, что она от любой грязи спасает. Да, насекомых в сотах не было, но вот дорожной пыли после промывания водой под давлением в 6 атм., было предостаточно. Температура после этого в дефлекторах понизилась до +12.

Далее убрал с краев капота и крыльев «зимние» уплотнители, тем самым горячий воздух из-под капота получил возможность покидать моторный отсек. Удалил массивную крышку с мотора со вспененной основой. Это тоже улучшило вентиляцию моторного отсека. Выиграл еще один градус.

Следующим этапом была ревизия салонного фильтра, который уже отходил 10тыс.км. Фильтр был забит тополиным пухом, частичками растений и дорожной пылью. После установки нового бумажного фильтра производства Санкт-Петербург, ценой всего 268 руб., струя воздуха стала значительно сильнее. К сожалению, измерить чем-либо ее не пришлось, но деревянная дощечка с градусником, которую я клал на центральные дефлекторы, уже не удерживалась на месте и улетала в салон в положении вентилятора отопителя на «4».

Таким образом, я добился снижения еще на 2 градуса. Но градусник никак ниже +9 не опускался. Тут я задумался, что за три года возможно хладагент покинул контур системы кондиционирования Я зачастил в сервис «Авто-три» за заправкой кондера. Был я там более 4 раз. На мое счастье попался совестливый мастер и он рекомендовал не вмешиваться в работающую систему.

Но мысли о покинутом хладагенте не покидали мою голову. Я стал искать другой сервис и нашел его. Условия были более чем приемлемые: за 1500руб. вакуумирование, заправка со взвешиванием хладагента на электронных весах,  гарантия три месяца! Записался по телефону, приехал. Вышел молодой мастер, подключил манометры к контуру низкого давления. Манометр показал (при допустимом минимуме 2,1 кгсм2) аж 7,5!  Далее мастер попросил включить кондиционер. Сколько я не пытался давить на кнопку, кондер отбрыкивался и не включался. Мастер свернул свои шланги с манометрами, сказал: «Приезжайте, когда почините электрику, хотя показаний вмешиваться в систему кондиционирования при таком давлении я не вижу!» Я стыдливо ретировался из сервиса. Проезжая через речку по мосту, вдруг самостоятельно загорелась нажатая кнопка и кондиционер заработал. Я развернулся и снова радостный прикатил к мастеру. Все повторилось: шланги, манометр и … неработающая кнопка кондиционера! Мастер засмеялся и сказал: «Не хочет, однако!»

Я приехал в автосервис по ремонту электрооборудования. Вышел мастер: «Какие проблемы?» Я ему рассказал о неработающей кнопке кондиционера. Сколько раз мастер жал на кнопку, сколько я лично – кнопка работала без сбоев в образцово-показательном режиме. После дежурного «спасибо» пришлось ретироваться и из этого сервиса.

Моему расстройству не было предела, т.к. пути обращения в автосервис были «отрезаны».

В юношестве «баловался» электроникой, и по своему опыту знал, что искать то работающий, то неработающий контакт – дело неблагодарное. Чтобы отвлечься от этой проблемы, залез в Интернет и по поисковому словосочетанию быстро нашел ответ. Оказывается, корейцы использовали плохой припой в плате управления кондиционером. При этом он трескался, но не отваливался окончательно, что и вызывало переменную проблему. Вооружившись  паяльником в 15Вт и российским припоем, я достаточно быстро решил эту проблему.

Но ехать в сервис по обслуживанию кондиционеров с давлением в нем в 7,5 атм. было как-то нелогично, а тело настойчиво требовало прохлады в салоне машины. Позвонил другу. У него в трехлетней Лацетти тоже были проблемы с кондиционированием. Он их решил на сервисе промывкой Керхером конденсора за 600 рублей. С его слов, работоспособность кондиционера была полностью восстановлена.

Мне не жалко было эти 600 рублей, просто подумалось, что у меня руки не из н-го места выросли! Тем более в гараже стоял компрессор на 8 атм. Я затеял повторную промывку конденсора, но сделал её в три этапа. Сначала промыл его струей скипидара под давлением, потом обработал аэрозольным баллончиком с пенным моющим составом, и в заключение чистой водой с воздухом под давлением. И делал все это с двух сторон: со стороны конденсора и со стороны радиатора, т.е. из моторного отсека. При этом предварительно снял вентилятор радиатора. Под машиной лежала белая бумага. На ней после мойки я разглядел множество мелких букашек размером около 1-2мм. По-видимому, скипидар и пена «отодрали» их от  сот конденсора, а сжатый воздух с водой вынес их наружу. Результат мойки – температура из дефлектора, при прочих равных условиях, упала еще на 1 градус и достигла отметки в +8гр.С. Единственно скипидар – это горючая жидкость, и распылять его на нагретый выпускной коллектор пожароопасно!

Читая Интернет нашел данные, что аналогичная машина в Израиле, где жаркий климат, имеет два вентилятора за радиатором. В моей Лаче был только один. Естественно был поход в магазин, покупка вентилятора Lusar LFc0103 мощностью 110Вт (макс. ток 15А, номин. обороты 2600 в мин)), крепления, кнопки включения. По сумме я уложился в 1000 рублей.

Далее два дня у гаража на жаре за 30гр. устанавливал дополнительный вентилятор. Корпус кожуха по периметру снабдил резиновым уплотнителем от багажника, чтобы не было зазоров между радиатором и кожухом для повышения эффективности воздушного потока. Проводку вентилятора подсоединил параллельно со штатным вентилятором, цепь дополнительного разорвал и вывел кнопку для его включения на переднюю панель. Штатный предохранитель менять не стал.

Потом пробег по городу с экспериментом по включению дополнительного вентилятора на разных режимах. От 0 до 20км/ч выигрыш в падении температуры из дефлектора 4 градуса, от 20 до 40 км\ч – 3гр.С, свыше 50км\ч – 2 градуса.

В результате я добился температуры из центрального дефлектора консоли температуры в +5 гр.С, а при включенной рециркуляции +2гр.С. Это была победа без вмешательство во внутренности трубопроводов системы кондиционирования!

В салоне уже через 8 минут поездки устанавливалась оптимальная температура в + 24 градуса, а за бортом была всё та же жара, было ровно +30гр.С!

Исходная температура кондиционера из дефлектора

+14 гр.С

Мойка под давлением водой

-2 гр.С

Удаление уплотнителей капота и крышки мотора

-1 гр.С

Смена салонного фильтра (10тыс.км пробега)

-2 гр.С

Мойка струей под давлением растворителем и пенным моющим составом

-1 гр.С

Установка дополнительного вентилятора

- 3 гр.С

Итоговая температура кондиционера из дефлектора (с рециркуляцией)

+5 гр.С (+2гр.С)

Last modified: 03/30/16