Доктор Avic

 

Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo

Doctor Avic

Дoмoй Bвepx Содержание [Bвepx] [Терморежим моторн.отсека] [Зима и теплопотери] [Коэфф.климатич.адаптации] [Тепловизор] [Доп. термостат] [Гистерезис термостата] [Дополн. вентилятор] [Жалюзи  и щели] [Утепление мотора] [Утепление решетки] [4,5 вариант утепления] [7-9 Защита низа МО] [10,11 вариант 2012] [12 - одеяло Суляна] [Масло и ОЖ]

Bвepx

Термометрия двигателя (масла в картере и охлаждающей жидкости) и МО в движении

Was erreicht schneller Betriebstemperatur - Kühlflüssigkeit oder Motoröl?

Задался вопросом - уровнем температуры масла в картере двигателя. Засунул провод с термопарой на конце в отверстие масломерного щупа. Присоединил провод к  тестеру. Последний закрепил спереди решетки радиатора, чтобы считывать данные во время остановок.

Температура воздуха была минус 2С. Участок щели под бампером был открыт около 10 см. При движении температура ОЖ не поднималась выше 81 градуса, а масла выше 76C. Закрыл полностью все щели под бампером. . Температура ОЖ при движении стала расти и дошла до 98С. При нагрузке (увеличении скорости)  температура масла превысила температуру ОЖ на 6 градусов и достигла максимума за поездку - +94 С.

Чем спокойнее движение, тем масло более холоднее в сравнении с температурой ОЖ, даже когда ОЖ доходила до 98С. Остановил двигател при 98C ОЖ, температура ОЖ быстро поднялась до 102 градусов. Масло при этом остывает достаточно быстро, и разница температуры с ОЖ становится максимальной (23 градуса).

Температура в моторном отсеке (МО) тем выше, чем теплей двигатель (ОЖ) и чем меньше скорость движения автомобиля.

 
 
 
Термометрия двигателя и МО при (-2) гр.С 
время t ОЖ t масла картер t МО движение
15.32 43 24 15 ХХ
15.35 42 24 13 ХХ
15.37 43 31 13 30кмч
15.38 51 36 12 40кмч
15.39 61 46 10 50кмч
15.41 71 47 8 60кмч
15.43 77 71 10 60кмч
15.44 81 75 11 60кмч
15.47 81 76 5 70кмч
15.49       утепление МО - закрытие нижней щели
15.50 80 74 15 ХХ
15.52 87 82 11 60кмч
15.52 88 94 10 70кмч
15.53 91 84 12 60кмч
15.54 96 83 15 60кмч
15.57 98 79 20 60кмч
15.58 91 82 23 40кмч
16.01 98 83 24 30кмч
16.06 102 79 43 остановка
 
   
     

 

 

Сначала нужно определиться, что есть перегрев - это сколько?

Во всяком случае, многие источники технической информации дают температуру в 150С как максимальную при испытании моторных масел. Но при этом не указывают, что при данной температуре масло теряет свои свойства. 
Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Моторные_масла  http://www.carlik.com/m/oil_mob.php
 - «Минимальной вязкости при температуре 150°С и высокой скорости сдвига (106 с-1) (метод ASTM D 4683 или, в Европе, метод СЕС L-36-А-90).»
- «Минимальная кинеметическая вязкость при высокой скорости сдвига при температуре масла 150°С равна 3,7 mPa-s. То есть даже при температуре масла 150°C и высоких оборотах двигателя масло сохраняет вязкость достаточную для создания смазывающей пленки без разрывов или прерывания, обеспечивая тем самым защиту двигателя.»
- «Температуру масла в поддоне не желательно превышать 150°C на длительное время, в некоторых точках масло кратковременно нагревается до более высоких температур, что не вредит маслу»
«В современных моторах обычно температура масла не превышает 130°C, так как они имеют или масляный радиатор или масло-водо-теплообменник ........
- Achtung – внимание: «Применение дополнительного масляного радиатора и длительные ограничения температуры масла на уровне 100°C может иметь и недостаток, так-как "Rückstände" (конденсат воды , бензина и т.д.) не имеют возможности испарится»

Теперь что мы имеем по физике процесса:

1. Поршень в области колец разогревается до 300С – это нормальная рабочая температура. Если бы масло очень быстро разлагалось при данной температуре, то, наверное, чтобы весь объем масла привести в негодность потребовалось бы всего 10 км пробега!

2. Из своей практики заметил, что использование моторного масла при низкой температуре (минусовых значений в С) приводит к быстрой потере необходимых свойств. При утеплении же МО и с ростом средней температуры масла качество его сохранялось более длительный период. Самое качественное масло при пробе диспергирующих свойств было после длительных пробегов по трассе на большой скорости и в жару! 

Измерения температуры масла, выполненные в холодный период времени Т(-10)С, показали, что чем больше скорость, тем выше температура масла. При максимальной скорости в 125 км/ч температура масла не превысила температуры в картере в 126С. Летом, к сожалению, измерений не проводил, но зимние испытания проводились в условиях как штатного, так и утепленного МО, т.е. была некая имитация условий эксплуатации ДВС в жаркий период. При этом разность температур штатного и утепленного не была больше 4С. Т.е можно предположить, что максимальная температура масла в картере ДВС достигает 135С при высокой скорости (~150 км/ч) с температурой воздуха +40С. И это есть норма!

Понятно, что с ростом температуры растет скорость химических реакций, в т.ч. и процесс окисления масла. Но при пробегах в 10 тыс. км, с нормальной рабочей температурой по ОЖ, и без угара масла, и с нормальным коэффициентом диспергирующих свойств, утверждать о потере свойств масла в 3 раза к счастью не приходится!

 
Термометрия ДВС и МО на открытой стоянке
 при от (- 2) до (- 4) гр.С
время t воздуха t ОЖ t масла картер t МО
18.30 -2 96 83 15
19.00 -3 77 57 45
19.30 -3 60 40 37
20.00 -3 51 33 33
20.30 -3 42 26 27
21.30 -4 37 23 25
22.00 -4 33 20 23
21.30 -4 30 18 21
22.00 -4 28 16 19
22.30 -4 26 15 17
23.00 -4 24 13 16
23.30 -4 22 12 15
24.00 -4 19 11 14
00.30 -4 17 10 13
спал ;-)        
03.00 -3 11 6 10
06.00 -3 7 3 7
09.00 -2 0 0 2
Термометрия ДВС и МО при прогреве
 при 0 гр.С на Х
время t ОЖ t масла картер t МО Расход (л/час)
9.00 0 0 2 3,8
9.01 2 0 2 3,0
9.02 12 1 2 1,6
9.03 21 2 2 1,4
9.04 33 5 2 1,1
9.05 37 7 3 1,1
9.06 40 8 3 1,1
9.07 44 10 3 1,1
9.08 50 12 4 0,8

Данные по терморежиму ДВС Лацетти при -12 гр. С

Минуты t ОЖ t МО режим
0 -12 -12 ХХ
1 -6 -12 ХХ
2 9 -11 ХХ
3 17 -10 ХХ
4 25 -9 ХХ
5 23 -9 ХХ
6 32 -8 ХХ
7 38 -8 старт
8 45 -8 30кмч
9 54 -7 30кмч
10 60 -7 30кмч
11 63 -7 30кмч
12 64 -7 30кмч
13 68 -6 40кмч
14 74 -6 40кмч
15 80 -6 40кмч
16 81 -7 40кмч
17 78 -4 30кмч
18 81 -5 40кмч
19 78 -6 50кмч
20 81 -6 50кмч
21 80 -6 50кмч
22 80 -6 50кмч
23 81 -6 60кмч
24 82 -6 60кмч
25 83 -7 60кмч
26 84 -8 70кмч
27 85 -9 70кмч
28 87 -9 80кмч
29 90 -9 80кмч
30 93 -9 80кмч
31 96 -9 80кмч
32 98 -9 80кмч
33 90 -1 стоп

111111

Last modified: 03/30/16