Доктор Avic

 

Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo

Doctor Avic

 

1. Опыт устранения течи антифриза пробки блока двигателя

24/09/2011 на 83600 км обнаружил течь пробки блока напротив четвертого цилиндра. Диагностика достаточно проста (видео).

Сначала по подтекам предположил, что течь между пробкой и блоком. Проехался по магазина в поисках аналогичной пробки. От отечественных машин были или больше или меньше. Размер штатной: внешний диаметр – 34мм, глубина 10мм.

После того как очистил пробку от грязи, обнаружил, что при забивании пробки оправкой на заводе она была почти пробита. Решил применить разрекламированный препарат герметизации блока Hi-Gear. Очень плохо, что изготовители не пишут в инструкции по применению герметика, что он легко забивает каналы не только блока, но и радиатора, и что совсем плохо – теплообменник печки салона отопителя. Т.е. если применять его по инструкции, легко можно вывести из строя (закупорить) и радиатор, и печку салона.

Поэтому я использовал свою собственную методику, при которой перечисленные осложнения не возможны. Для этого нужно перед использованием герметика «отключить» и радиатор и печку отопителя салона.

Снял вентилятор радиатора. Нижний патрубок отсоединил от радиатора, слил антифриз в ёмкость. Отсоединил верхний патрубок от радиатора. Соединил концы патрубков дюймовой трубой, и зажал их хомутами на трубе. Далее «отключил» печку салона просто пережал два шланга подручными тисками. Чтобы герметик не попал в систему подогрева дросселя, «отключил» и её, дозировано пережав шланги плоскогубцами. Получился как у человека «малый круг кровообращения», т.е. полость охлаждения блока двигателя соединена только с помпой, термостатом и расширительным бачком.

Таким образом, герметик  не может попасть ни в радиатор, ни в печку салона. Налил в расширительный бачок 1,5л антифриза и 60 мл герметика (4%), больше не влезло в систему охлаждения. По инструкции максимальная концентрация герметика - 5%, т.е. на 1,5 литра - это 75мл.

Завел двигатель и тщательно смотрел на БК за температурой ОЖ, ведь радиатора в системе нет! Как только она поднималась до +90С, то двигатель я отключал.

Процесс шел в течение 1 часа. Видео работы здесь. Далее слил антифриз, загрязненный герметиком, снял все зажимы со шлангов кроме шлангов в печку салона. Дело в том, что слить все из блока невозможно, поэтому остатки антифриза с герметиком могут попасть в теплообменник печки салона.

Собрал систему охлаждения. Залил новый антифриз.  Проездил три дня – течь уменьшилась, но полностью не прошла. Особого огорчения не было, т.к. пробку и поменять можно, а вот менять забитый герметиком отопитель салона – это целое дело! Да, и отрицательный опыт c герметиком Hi-Gear – это тоже опыт!

Так и езжу в пережатым шлангом печки салона. Течь уменьшается, но...

2. Вакуумный метод герметизации трещины пробки блока красным силиконом

30.09.2011. Проездил неделю после герметизации Hi-Gear, но течь полностью не прекратилась. Для ликвидации течи решил применить другой способ. Слил антифриз с остатками данного герметика, и только после этого снял струбцину со шланга отопителя салона. Для удаления остатков антифриза из трещины герметично присоединил шланг пылесоса к расширительному бачку и включил его. Таким образом в системе охлаждения создается вакуум и из трещины удаляются даже мельчайшие следы антифриза.

Для большой надежности с наружной стороны на трещину подал воздух под давлением. Пробку по окружности обработал ацетоном и нанес красный герметик, который выдерживает температуру до +300С.

По инструкции начало затвердевания герметика наступает через 1 час, окончательное через 24 часа. Для ускорения процесса герметик в течение часа подогревал термофеном. Через три часа залил антифриз и поехал.

Проверка через сутки - течи нет. Через два дня на утренней проверке при +4С снова обнаружена небольшая течь антифриза, т.е. американский герметик в данном случае не помог.

1. Видео - вакуумный метод герметизации трещины пробки блока красным силиконом, часть 1

2. Видео - вакуумный метод герметизации трещины пробки блока красным силиконом, часть 2

3. Герметизация эпоксидной смолой в смеси с бронзовой пудрой

08.10.2011. Течь продолжается. Она совсем небольшая – несколько капель по утрам и всё! Но течь – есть течь! Нужно её устранять.

Слил антифриз, удалил американский красный герметик. Создал вакуум пылесосом в системе охлаждения для высушивания точечного отверстия. Развел эпоксидку с отвердителем и порошком бронзы, т.к. последняя имеет более близкий коэффициент теплового расширения с эпоксидкой, чем порошок алюминия. Для лучшего перемешивания слегка нагрел феном. При попытке нанести на трещину, наносить было уже нечего – смола под воздействием температуры застыла за 2 минуты.

Развел во второй раз уже без подогрева, нанес на пробку в районе трещины. Пылесос при этом продолжал создавать вакуум. Нанесенную пасту прогрел феном, она схватилась быстро, даже капля не успела оторваться от верхней части – так и застыла. Через 10 минут пылесос выключил. В течение 30 минут периодически прогревал феном.

Через 6 часов залил антифриз AGA Z40 через фильтр. В процессе эксплуатации течи не было.

 

4. Результаты, поиски причин течи с разных мест и некоторые аспекты термодинамики

23.02.2012. 91400км.  Проблема течи из многочисленных мест системы охлаждения может быть в клапане крышки расширительного бачка. У меня проблема: при температуре 98 - 104С повышалось давление  в системе охлаждения и начинало течь из двух мест - заделанной эпоксидкой дырочки на радиаторе и заклеенной трещины пробки блока.

При разборке оказалось, что эпоксидная заклепка на радиаторе спокойно выдерживает давление в 1,5 бар., но на 2.5 бар. начинает пузырить.

Что касается пробки блока, то потекла она не в месте эпоксидной заклепки (последняя держала хорошо), а в новом месте, обусловленном коррозионным процессом. Кстати, последний вызвал у меня крайнюю степень удивления, т.к. таких поверхностей пробки, похожих на лунные кратеры я давно не видел!

Чтобы подтвердить свои предположения о неработающем клапане сброса повышенного давления, купил новую крышку за 250 руб. На ней было написано давления срабатывания 1,2 бар (120кПа). Притащил компрессор, наладил систему и измерил давления срабатывания клапана старой и новой пробки. Старая -1,6 бар. (160кПА), Новая – 1,25 атм. (125кПа), тоже чуть больше положенного!

Поэтому неудивительно, что с таким высоким давлением срабатывания имелись течи, да и к тому же весь черный шланг от расширительного бачка до дросселя был окрашен сверху в красный цвет, т.е. красный антифриз диффундировал под повышенным давлением даже через толщу шланга!

Напрашивается некоторая аналогия с самочувствием человека: при АД в 120 мм.рт.ст. - состояние хорошее, а вот при 160 мм.рт.ст - не очень!

В процессе работы (26.02.2012.) по замене пробки блока, отсасывал шприцом с трубкой из блока антифриз. Периодически трубка закупоривалась. Оказалось, что в пространстве между стенками блока и цилиндров огромное количество металлической стружки. Опустил в эту щель магнит - он сразу оброс шапкой металлического шлака. Данную процедуру повторил несколько раз. И каждый раз доставал все новые  и новые порции свободно лежащего, а может, и свободно гуляющего с током антифриза металла. Однако, спасибо корейцам за металлолом! Залил новый антифриз из магазина "ОКей" Sintec Ultra G11.

 

P.S. Снятие радиатора, при замене пробки блока двигателя, желательно, т.к. размах для кувалды да ещё с деревянной проставкой ограничен.

Интересен анализ продуктов распада этиленгликоля со временем при эксплуатации автомобиля:
1. Гликолевая кислота – агрессивная субстанция
2. Щавелевая кислота – обладает наиболее высокими коррозионными показателями. pH этиленгликоля следует поддерживать на уровне 7.5-9.5. В кислотной среде (pH<5) он склонен к общей коррозии, равномерной и неравномерной. В щелочной среде (pH>5) сильнее проявляется локальная коррозия: язвенная, щелевая и проч.

Чистая вода, хотя и обладает небольшим температурным диапазоном, в качестве антифриза, демонстрирует высокую теплоемкость, которая не сильно различается на всем его протяжении и колеблется в районе 4,2 кДж/кг К. У водного раствора этиленгликоля 40, теплоемкость падает с увеличением концентрации раствора и увеличивается с ростом температуры. Последнее объясняет интересную зависимость, почему при прогреве в мороз рост температуры ДВС идет линейно и с определенным темпом порядка 10 гр в минуту, а потом скорость прогрева падает. По видимому, это связано со значительным ростом теплоемкости этиленгликоля после +50С.

Чем сильнее разбавлен раствор этиленгликоля, тем выше его теплопроводность. А может есть смысл в летний период перейти вместо антифриза на дистиллированную воду, да и теплофизические её свойства гораздо лучше антифриза (смеси этиленгликоля с водой)  и коррозионные свойства ниже, да и цена в 3-4 раза дешевле! Есть о чем подумать! 

Немного физики от Тамам: В замкнутом объеме находится ОЖ и воздух. Нагревается и то и другое.Рассммотрим сначала нагрев ОЖ. Любая жидкость при нагревании расширяется, т.е. начинает занимать бОльший объем. За счет чего? Ну чуть-чуть за счет "распирания" шлангов, радиаторов, бачка и т.д. Но это совсем немного. Основное расширение идет за счет сжатия воздуха, находящегося в этой же замкнутой системе. Допустим, в системе находится 7 литров ОЖ и 1 литр воздуха. ОЖ при нагреве на 90 град расширится примерно на 0,3 литра (точные цифры можно посчитать по таблицам, но нам достаточно примерных данных) . Т.е. воздух оказался сжат на 0,3 / 1 * 100% = 30%.

Теперь представим, что уровень ОЖ понизился. Теперь в системе 6,7 литра ОЖ и 1,3 литра воздуха. При нагреве на 90 град жидкость расширится примерно на 0,28 литра. Это составляет 0,28 / 1,3 * 100 % = 21,5%. То есть, в первом случае воздух окажется сжат на 30%, а во втором на 21,5%. Т.е. при пониженном уровне антифриза давление в системе будет меньше почти на треть.

Теперь рассмотрим, что происходит с воздухом при его нагреве. Представим систему вообще без жидкости. Ситуацию с жидкостью мы рассмотрели только что и теперь "уберем" жидкость для простоты понимания процесса в газе. Газ при нагреве тоже стремится расшириться. Но в замкнутой системе ему некуда расширяться, поэтому при нагреве произойдет увеличение давления и всё. То есть, нагрев жидкости привел к увеличению давления и нагрев воздуха тоже приводит к увеличению давления. Эти два давления суммируются при нагреве жидкости и газа.

Нагрев жидкости и нагрев газа оба приводят к появлению давления в системе. Разумеется, чем больше нагрев, тем больше будет давление. Но если нагрев одинаковый, а изменяется соотношение жидкости и газа, то давление будет больше, когда больше жидкости и меньше газа.

 

 

 

Единицы давления
  Паскаль Бар Техническая атмосфера Физическая атмосфера Миллиметр ртутного столба Метр водяного столба Фунт-сила на кв. дюйм
   (Pa, Па)  (bar, бар)  (at, ат)  (atm, атм)  (мм рт.ст.,mmHg, Torr, торр)  (м вод. ст.,m H2O)  (psi)
1 Па 1 Н/м2  10−5  10,197×10−6  9,8692×10−6 7,5006×10−3  1,0197×10−4  145,04×10−6
1 бар 105  1×106 дин/см2 1,0197 0,98692 750,06 10,197 14,504
1 ат 98066,5 0,980665  1 кгс/см2 0,96784 735,56 10 14,223
1 атм 101325 1,01325 1,033 1 атм 760 10,33 14,696
1 мм рт.ст. 133,322  1,3332×10−3  1,3595×10−3  1,3158×10−3  1 мм рт.ст.  13,595×10−3  19,337×10−3
1 м вод. ст. 9806,65  9,80665×10−2 0,1 0,096784 73,556  1 м вод. ст. 1,4223
1 psi 6894,76  68,948×10−3  70,307×10−3  68,046×10−3 51,715 0,70307  1 lbf/in2

 
Давление водяного пара при температурах выше 100°С
Температура, °С  Давление пара
  мм.рт.ст. атм. кг/см2
105,0 906,4 1,19 1,232
110,0 1075,4 1,42 1,362
111,7 1140,0 1,50 1,550
115,0 1269,4 1,67 1,726
120,0 1491,3 1,96 2,028
120,6 1520,0 2,00 2,067
127,8 1920,0 2,50 2,583
130,0 2030,4 2,67 2,760
133,9 2280,0 3,00 3,100
139,2 2660,0 3,50 3,617
140,0 2717,6 3,58 3,694
144,0 3040,0 4,00 4,133
148,0 3420,0 4,65 4,650
150,0 3581,2 4,74 4,869
152,2 3800,0 5,00 5,167
159,2 4560,0 6,00 6,200
160,0 4651,6 6,12 6,324

 

126800 км. 05.08.2013. Первый "галстук" - течь из коррозионного отверстия технологической заглушки блока ДВС

  

Неприятно, что производители пробки технологических отверстий ДВС делают из некондиционного материала - вчера проржавела и прохудилась одна из задних пробок. Приятно, что есть водительский опыт и сразу по запаху в салоне на скорости 70 кмч почувствовал течь антифриза. Даже уровень в бачке не успел упасть. Сбросил давление, открыв осторожно крышку, течь почти прекратилась. Отверстие порядка 1 мм в диаметре прямо по центру заглушки ( с собой было зеркало с подсветкой!).

Разговаривал с одним химиком, так он говорит, что этиленгликоль в смеси с водой инертен к большинству металлов в т.ч. ал., жел., цветные..
Вот и подумалось, может вернуться к хорошо проверенному временем методу, когда на весь срок службы жигулей заливался один раз антифриз (этиленгликоль с водой без присадок) и не было никакой коррозии!!!???

Позитив поездки - проверка буксировочного троса и восстановление навыков езды на "галстуке" :-)
 

  

Этап разборки - обеспечение доступа для замены технологических пробок

   
   
   
   
   
   

 
 
 

 

 

В Exist-е взял набор из 10 пробок по 22 р. за штуку, доставили за сутки. Технологических заглушек на блоке ДВС оказалось всего 6 штук диаметром 34 мм: 4 - спереди и 2 сзади блока.

Нижние 4 болта впускного коллектора "слепые", выворачивал на ощупь. Особых проблем нет. Самый незаменимый инструмент - длинная телескопическая лампа с сильным магнитом на конце - тянул даже упавший тяжелый стальной 20 см удлинитель из набора головок. Всего уронил 2 болта и одну гайку от Трубки EGR. Всё достал. Скобка от клеммы от датчика коллектора ещё где-то в МО. Всё откручивалось без усилий по силе, но с большими проблемами по доступу, но голые руки нигде не поцарапал!

Удивлен системой охлаждения - оказывается холодный ОЖ идет к 1-му цилиндру, а шланг от печки между 3 и 4 цилиндрами.

Теперь мне стала понятна шумная работа клапанов 1 цилиндра, а также 6 и 7 как впускных, так и выпускных - недогрев или излишнее охлаждения, что одно... Чертовски приятно, что старая аускультативная картина ( от 2009г) точно соответствует течению холодного антифриза в блоке. Спасибо кафедре пропедевтики Кемеровского Гос.Мед.Ин-та, которая научила не только слУшать, но и слЫшать!
Правда, потребовалось 4 года для понимания процесса!

Обязательно буду делать защиту над генератором от возможного попадания антифриза от штуцеров подогрева дросселя! Они как раз над ним. Да и стартер неплохо было бы прикрыть. Посмотрел глазом состояние клапанов - хорошие без лишнего нагара.

В целом ничего сложного, при наличии хорошей оснастки. Бошевские 4-х дырочные форсунки в хорошем состоянии. Есть сомнения в необходимости замены уплотнительных колец на самих форсунках...

А вот ремень ПВА оказался дубовым, но без трещин. Снял его при +27С в гараже, так он полностью скопировал фигуру как был на ДВС. !! Восстановить ровную окружность ремня руками так и не удалось, эффект памяти, однако! Могу подарить как наглядное пособие для правильной установки нового ремня!

Проверил в действии свою теорию о диагностике ремня по истиранию заводского штампа на гладкой поверхности. Штамп стерт больше с одного края..., причина нашлась сразу - люфт в натяжном ролике и износ его поверхности. Т.ч. диагностический критерий работает!  Придется менять и ремень и ролик.

Заказал прокладки коллектора впускного (4) и выпускного (1) и ещё прокладку к катализатору, т.к. выпускной без отсоединения от катализатора не снимешь.

Новые расходные материалы:

Заглушка отверстия в блоке цилиндров D34 мм, 6 шт.- 22,05 руб.

General Motors 96180730
Прокладка нейтрализатора каталитического - 178,68 руб. General Motors 96293025
Прокладка впускного коллектора 4 шт. по 77,02 руб. General Motors 96461130
Прокладка выпускного коллектора -  140,12 руб. General Motors 96378805

 

Все заглушки, штуцера и т.п. куплены за копейки..., даже жена удивилась!
Куплены и 5 заглушек для торца головки (где шестерни распредвалов), но никаких отверстий я там не нашел!

Код детали Фирма Описание Кол-во Цена Сумма
96180732 General Motors Крышка маслопровода 2 13,54 27,08
94535687 General Motors Пробка/заглушка 2 39,26 78,52
94535678 General Motors Заглушка отверстия 5 70,74 353,7
96180732 General Motors Крышка маслопровода 1 15,57 15,57
96180731 General Motors Крышка водяной камеры 1 20,65 20,65
96814870 General Motors Переходник трубки отопителя 1 87,66 87,66 (определяли по Vin, т.к. их два варианта)
96293025 General Motors Прокладка нейтрализатора каталитического 1 178,68 178,68
96180730 General Motors Заглушка отверстия в блоке цилиндров 10 22,05 220,5
96461130 General Motors Прокладка впускного колектора 4 77,02 308,08
96378805 General Motors Прокладка выпускного коллектора 1 140,12 140,12
ИТОГО 1.430,56руб.
 
Антифриз AGA Z 40  - ГОСТ 28084-89

Первая канистра Sintec Ultra G11 без указания ГОСТа. Вторая - ГОСТ 28084-89.

 ГОСТ 28084-89. Настоящий стандарт распространяется на охлаждающие низкозамерзающие жидкости, предназначенные для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, а также в качестве рабочих жидкостей в других теплообменных аппаратах, работающих при низких и умеренных температурах.
Охлаждающие низкозамерзающие жидкости - водные растворы этиленгликоля по ГОСТ 19710 или гликолевых и водногликолевых потоков его производства, представляющих собой этиленгликоль с массовой долей воды до 30 %, с антикоррозионными, антивспенивающими, стабилизирующими и красящими добавками.

 Sintec и </td>
      </tr>
      <tr>
        <td width= 

Оцинкованный хомут через 3 суток после  попадания на часть него антифриза Sintec Ultra G11. Очень интересное наблюдение!
 

  



 

Собственная методика удаления заглушек блока ДВС

 

 Интересное наблюдение: пробки с одного блока (2,3 и 4 цилиндры), а  степень коррозии разная!

 
 
 
   

 

Удаление штуцеров своим методом снятия напряжения (сминания  части окружности).

Установка новых пробок и штуцеров

 
 



 
 
 

 
 

 

 

 

 


Last modified: 03/30/16