Доктор Avic

 

Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo

Doctor Avic

Дoмoй Bвepx Содержание [Bвepx] [Терморежим моторн.отсека] [Зима и теплопотери] [Коэфф.климатич.адаптации] [Тепловизор] [Доп. термостат] [Гистерезис термостата] [Дополн. вентилятор] [Жалюзи  и щели] [Утепление мотора] [Утепление решетки] [4,5 вариант утепления] [7-9 Защита низа МО] [10,11 вариант 2012] [12 - одеяло Суляна] [Масло и ОЖ]

Bвepx

Эксплуатация автомобиля в зимних условиях

 
 

  По разным литературным данным запуск двигателя при минусовых температурах равен использованию ресурса двигателя равному от 400 до 1000 км обычного пробега. Чем ниже температура, тем больше её отрицательное влияние на этот ресурс. Долговечность двигателя определяется минимальным диапазоном перепада температур при эксплуатации авто.

По этой причине я решил утеплить моторный отсек (МО), дабы снизить теплопотери остывающего движка и "растянуть" во времени процесс охлаждения двигателя. За основу размышления взял физические процессы: конвенция и теплоизоляция. Скорость остывания двигателя определяется соответственно: скоростью покидания теплого воздуха из МО через щели и способностью к инфракрасному "уходу" тепла через слои теплоизоляции..

Т.к. теплый воздух поднимается только вверх, то необходимо выполнить герметизацию МО, т.е не должно быть щелей по периметру капота, через которые мог бы уходит воздух. Второй компонент - это хорошая теплоизолирующая прокладка между МО и капотом - пенофол толщиной 8мм. При осмотре МО обнаружил три возможности выхода теплового воздуха: 1) щель крыло-край капота, 2) треугольное отверстие между штатной уплотнительной трубкой капота (у дворников) и краем капота, 3) щели над фарами и спереди декоративной решетки.

Первый путь устранил тремя резиновыми трубками на самоклейке (см. рисунок). Второй - свернул поролон треугольником (на сечении) и прикрепил пистоном в углах МО. Третий пусть "перекрыл" резиновыми уплотнителями для окон, кусками тонкого поролона и полоской резинки, прикрепленной к декоративной решетке.

В результате скорость остывания ОЖ двигателя резко замедлилась.

Был установлен своеобразный рекорд - это 18 часов остывал двигатель при минус  (-20 С) с 96гр до (-20).  Практически двигатель не испытывает определенных проблем при пуске, если его температура отличается от окружающей на +10гр. С, т.е. при (-20 С) она должна быть (-10 С).

В моем случае ОЖ охлаждается с  +96 до (-10) при морозе (-20) около 12 часов, т.е. оставив Лачу вечером в 22.00 на улице, утром в 08.00 двигатель ещё теплее воздуха на +10 гр., и заводится как "часы"!

На фотографиях показан 4 вариант утепления МО. Тем не менее, и в нём ещё есть недочёт в работе. Края пенофола нужно было обрезать по красному пунктиру, дабы обеспечить лучшую герметизацию за счет полного по всей длине соприкосновения трубок на крыле и капоте.

4 вариант  утепления - это пенофол 8мм, закрепленный к капоту, оконные уплотнители по краю капота и водосливного желоба крыльев, уплотнители по краю фар, полностью загерметизированная декоративная решетка, закрытые щели под бампером и закрытые пенопластом отверстия под  противотуманные фары и поролон над фарами и в углах МО.

 
   
 

Стабильность температуры двигателя влияет на его время жизни. Температура приводит к изменению размеров сопряженных деталей двигателя. Если одна деталь движется внутри другой, сила трения зависит от зазора, а величина зазора - от температуры. Если температура нестабильна, то оптимальный тепловой зазор со временем изменяется до ненормативного значения. По величине зазора принимается решение о капитальном ремонте ДВС. Значение поддержания  стабильной оптимальной температуры двигателя очень велико как для эффективной работы ДВС, так и для увеличения его ресурса. Но ещё более важно поддерживать стабильно  эту оптимальную температуру двигателя! Для этого хороши наши отечественные разработки, например, такие как  «Интеллектуальная» система охлаждения автомобиля («интеллектуальные» жалюзи и управление электровентилятором системы охлаждения автомобиля) – см. сайт ООО "СиличЪ". Правда, это требует определенных финансовых вложений. Но экономическая выгода в этом точно есть!

 

Графики и таблицы теплопотерь МО при различных режимах эксплуатации

Трасса Липецк-Усмань (видео)

Термометрия ОЖ, МО, салона при (-12)C воздуха 13.01.2010г., 4 вариант утепления + поролон
время (час) ОЖ t МО t Салон t
0,00 95 30 16
1,00 77 39 5
2,00 49 26 -2
3,75 29 16 -6
5,00 17 9 -8
6,75 5 2 -12
8,50 0 -1 -12

 

  и фото:

Термометрия ОЖ, МО, салона при (-19)C воздуха 13.01.2010г., 4 вариант утепления + поролон
время (час) ОЖ t МО t Салон t
1 96 32 13
3 28 22 -4
6 3 1 -11
9 -5 -7 -16
12 -14 -15 -19

t МО при утеплении по 4 варианту

 

ср. скорость (км\час)

 

t воздуха

20

40

60

80

0

40

27

17

5

-10

20

9

2

-5

-15

5

-3

-7

-12

-20

-5

-9

-12

-15

 

 
 

 

   

100128 - Andrey: 1.Планируется снятие утеплителя с капота именно пенофола, а так же уплотнительных резинок?

 
1.Снятие утеплителя не планирую, т.к. уже проверено при летней эксплуатации с БК - перегрева МО нет. Что касается уплотнительных резинок, то это покажет лето, опять же по данным термометрии. Если в МО будет жарко, то будет достаточно удалить одну: или с капота или с крыла, чтобы образовалась щель для выхода теплового воздуха из подкапотного пространства.  
2.Сами резинки на крыльях клеили на специальный клей дополнительно?  
2. Резинки куплены в обычном хоз.магазине, самоклеющиеся, клей не применял. Во всяком случае, оконные (белые) резинки выдерживают только один год, и начинают местами сами отклеиваться. Приклеить 4 резинки раз год - я думаю это не такая уж и сложная задача.  

3.Как считаете, для увеличения времени остывания можно ли использовать под капотом Урсу? Скажем положить ее поверх мотора или даже натолкать в пустоты между мотором и кузовом. Она не горюча и задерживает тепло, но написано что есть стекловолокно.

 
3. Урсу положить над мотором можно, но наталкивать в пустоты я бы не стал. Да и особых пустот в МО я не заметил. Со стекловолокном работать бы не стал: и колется и вдохнуть можно.  
4.Я не нашел материала пенофол, а купил Алюфом AL 5мм с фольгой обмотать патрубки(оба) печки, тем самым получим более горячую печку. Не знаю выдержит ли Алюфом, у него ограничение +100 градусов, если термостат срабатывает на 87 градусах, то 100 градусов на патрубках вроде и не должно быть и соответственно гореть он не будет.  
4. Температуру он выдержит. Патрубки обмотать алюфом можно, но я бы не стал, т.к. это снижает визуальный контроль всего, что есть в МО. А я это делаю регулярно. Поэтому у меня всё должно быть на виду.  
5.Задействовать таким же способом патрубок идущий от термостата до радиатора, и может быть патрубок обратный с радиатора на двигатель.  
5. Патрубки к радиатору обматывать не советую, т.к. смысла в этом нет – радиатор всё равно отдаст тепло. Да, и лишние «лохмотья» перед вентилятором и горячим катализатором не нужны.  
6.Шланг с теплым маслом для ГРУ тоже обмотать и еще может быть расширительный бачок с тосолом, но с ним уже не уверен.  

6. Шланги ГУРа – можно. Расширительный бачок с тосолом – не нужно.

Главное, в моей методике утепления – это создание теплого воздушного колпака в МО за счет герметизации щелей капота и его термоизоляции.

 

 

 
Last modified: 03/30/16