Доктор Avic

 

Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo

Doctor Avic

Дoмoй Bвepx Содержание [Bвepx] [Потенциал культуры] [Полюсная Россия] [Реформа МСУ] [Атрофия культуры] [Про эвтаназию] [Об образовании] [ЖКХ] [Язык права] [Мой эксперимент] [Сомкрат] [Обл.Общ.Совет] [Пейнтбол] [О здравоохранении]

Bвepx

 

Атрофия культуры как управленческого инструмента

Ответ на высказывание одного человека, что современный врач должен отвечать в суде за свои действия.

А я не жду,  лишь только созерцаю крушенье нравственных начал,

Мы столько о своей культуре размышляем,

Цветы меж тем для ней мы на надгробный  камень

В который раз украдкой накидав!

 

И дело не в честном Народе, где величье наше, 

И дело не в Земле, что нас как мать произвела,

По-видимому, власть в Руси всегда была не нашей -

Слепой, глухой, безнравственной была!

16.11.2009

 

 Россия в течение последних двух десятилетий перешла к новым рыночным отношениям. Этот период характеризуется ухудшением системы здравоохранения и в частности качества медицинской помощи. Связано это не только с недостаточным финансированием, но и с изменением самой философии системы управления. Был произведён демонтаж государственного способа управления. Кроме этого введение элементов западной (рыночной) стандартизации в условиях крайне низкого финансирования отрасли привели к культурному «сдвигу» в сознании, падению «нравственных» регуляторов контроля над качеством медицинских услуг со стороны медицинского сообщества. Управление качеством медицинских услуг через административное и культурное воздействие было упущено. Рыночный же способ управления осуществлен не был, т.к. в условиях рынка регулятором качества услуг является потребитель.

Первое пятилетие убедило нас в том, что серьёзное ослабление иерархии в государственном масштабе чревато ошибками в управлении. Параллельно российское общество столкнулось с «культурным шоком» под давлением необходимости буквально культурного сдвига в нашем управленческом мышлении, психологии. Повернуть сознание руководителя и труженика к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к предпринимателю, а не к бюрократу; к новатору, а не к бездумному исполнителю удается все еще с трудом. Падение морали в духовных отношениях, снижение социальной ответственности породили серьезные проблемы в обществе.

Сегодня становится ясно, что, если не заниматься целенаправленно вопросами  организационной культуры, ничего не произойдет, как бы радикально иерархические отношения ни заменялись рыночными, как бы тщательно ни прорабатывались новые системы. Атрофия культуры как управленческого инструмента, невнимание к ней – это в новых условиях путь к краху. Без этого «цемента», способного выдержать более высокие напряжения и нагрузки, нового здания не построишь.

В мире существует всего три социорегулятора -  иерархия, культура, рынок Культура, как ушла из управления нашим отечественным социумом. А к рыночному способу контроля мы ещё не пришли! Это когда контроль услуг осуществляет сам потребитель.

Вас всех не тошнит от качества нашей современной медицины? Когда во главу угла поставлен процесс обогащения медперсонала и нет никакого обещанного западного рыночного контроля за качеством или результатом услуг. Сейчас врач превратился в швейцара, который открывает дверь за энную сумму в некое медучреждение, качества услуг которого никто не знает!!!

Помните годовалую девочку из Краснодарского края, которая потеряла руку из-за катетера. Врача осудили за то, что катетер ввел не в вену, а в артерию. Не берусь судить врача о его технических действиях. Но результат: врач, которому более 40 лет повесился! Вы думаете, он повесился от того,  что что-то сделал неправильно?

Кто сейчас это знает точно? Может быть, он повесился он оттого, что сейчас суд не ищет правды, а выносит решение в пользу той стороны, которая больше представила доказательств или в силу политической конъюнктуры.

Я работал хирургом. Не лучше других оперировал. Но что меня выручало от смертельных исходов – это уход за больным, это перевязки каждые четыре часа, это обходы оперированных больных каждый день и не по разу, и в выходные. А самое главное, это обход больницы с 3 ночи до 5-ти утра, когда все спят! Сколько я поправил пережатых дренажей, сколько раз запускал остановившееся сердце или просто поправлял вилку в сети аппарата искусственного дыхания. Сколько выслушал ругани в свой адрес от полуспящего медперсонала. Вот так я не дал возможности умереть более трём десяткам человек. Что заставляло меня осуществлять этот контроль? Сегодняшние стандарты в медицине? Демократия? Нет! Ответ прост – наша отечественная культура от папы и мамы, передаваемая с генами и привитая нравственность, воспитываемая семьей и обществом:

Мне папа и мама твердили упрямо,

Что нужно жить честно и без обмана.

Когда же я вырос, меня осенило -

Что это не стало культуры мерилом!

 

Перебор со стандартами от западной демократии налицо. Стандарты или МЭСы (медико-экономические стандарты) не могут быть «надзирателем» над нашей деятельностью, т.к. я могу и за угол завернуть от контролёра и выдернуть вилку аппарата искусственного дыхания. А вот внутри нас сидит некая нравственность, которая и заставляет делать то, чего ты не хочешь, потому что устал, потому что просто хочешь спать. Но эта «собака-нравственность» тебя кусает и гонит вершить святые дела, даже если сам ты к этому не очень готов.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв о тысячелетней культуре России пишет: «Дело в том, что русская культура иная по типу, чем культуры Запада». Вот нужно ли тысячелетнюю «иную» замещать «чем-то» пришлым и неродственным?

Хочется закончить свои высказывания словами средневекового основателя лекарственной химии Парацельса. Он писал: «только доза делает лекарство ядом и яд лекарством». Не переборщили ли мы с элементами западной демократией, и не зря ли отреклись от своей многовековой культуры?

В отечественной медицине всегда был только один судья – СОВЕСТЬ врача! Отвечать современному врачу в современном суде за свои «дела» нужно, но это ответ за следствие! А вот кто ответит за причину, за отказ от культуры как управленческого инструмента, исторически выстраданного народом России!?

Б.Ю.В 01/2009

 
Речь Леонида Парфенова  
   
Last modified: 03/30/16