Доктор Avic

 

Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo

Doctor Avic

ƒoмoй Bвepx —одержание [Bвepx] [ѕотенциал культуры] [ѕолюсна€ –осси€] [–еформа ћ—”] [јтрофи€ культуры] [ѕро эвтаназию] [ќб образовании] [∆ ’] [язык права] [ћой эксперимент] [—омкрат] [ќбл.ќбщ.—овет] [ѕейнтбол] [ќ здравоохранении]

Bвepx
ѕоложение —овета
”став Ћќ ст.30
—остав —овета

–азмышлени€ о гражданском обществе в –оссии и возможност€х регионального общественного —овета

 

«емл€ была обильна,
ѕор€дка ж нет как нет.

ј.  . “олстой. »стори€ –оссии от √остомысла до “имашЄва.

 

√ражданское общество Ч пон€тие, охватывающее социально-экономические отношени€ общества, отношени€ в сфере культуры, духовной жизни и т.д., в отличие от властно-политических отношений, системы государственной власти.

ѕри всей тесной взаимосв€зи с системой государственной власти, гражданское общество первично по отношению к этой власти и предполагает наличие у участников общественных отношений прав, свобод и об€занностей, гарантирующих их автономную жизнеде€тельность. «адачи воздействи€ на государственную власть (оценка де€тельности государственного аппарата и внесение в эту де€тельность корректив) берЄт на себ€ всЄ общество и решает в процессе выборов.

ѕроблема, однако, заключаетс€ в том, что выборы проход€т раз в несколько лет, тогда как жизнь ставит новые задачи перед нашим обществом чуть ли не каждый день. “аким образом, общество фактически не может воздействовать на власть при решении насущных проблем и использовать при этом широкие возможности власти.

—ћ» не могут обеспечить обратной св€зи между государством и обществом. ƒело в том, что средства массовой информации сами по себе не несут никакой ответственности за информацию (формально, —ћ» можно привлечь к ответственности лишь за форму подачи информации).

«начит, гражданскому обществу нужен штаб Ч общественный совет, который и будет обеспечивать обратную св€зь государства и общества. ÷елью де€тельности общественного совета будет содействие развитию гражданского общества и его институтов, согласование ин≠те≠ресов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправлени€, реализаци€ гражданских инициатив и формирование общественного мнени€ по наиболее важным вопросам экономического и социального развити€. (см. [3]). „то это значит?

 

¬ли€ние народа на власть должно про€вл€тьс€ не в каких-то потр€сени€х, государственных переворотах, или просто в рукоприкладстве к отдельным недобросовестным чиновникам, которых, к сожалению, в стране хватает. Ќужно создавать такие услови€ в стране, которые приведут к другому качеству жизни. „еловек, как член семьи, житель своего села или города, области, гражданин своей страны, наконец, должен осознавать, что нужно ему, его семье, городу, району, области. „тоЦто он может сделать и сделает сам, дл€ решени€ других задач ему нужно объединитьс€ с друзь€ми, сосед€ми, что-то могут сделать власти предержащие.

Ќо у нас так не получаетс€. √лавна€ проблема Ч бедность. –оссийское население делитс€ на 2 категории. ќдни люди активны, они знают (ощущают) свои права, об€занности и имеют свою позицию. ƒругие люди действительно бедны, у них нет будущего, у них нет реальных финансовых или иных личных ресурсов, и, в общем, они всецело завис€т от сегодн€шней конъюнктуры и от того местечка, где они смогли устроитьс€, примоститьс€ и как-то жить. “аких людей очень много. „еловек, бедный на самом деле, прежде всего, лишЄн возможности самосто€тельного передвижени€, как физического, так и социального, то есть, он обречЄн находитьс€ на той работе, на которой уже находитс€, в том доме, в котором он уже живЄт, и в том месте, где он живЄт. ” него нет шансов сменить как род зан€тий и статус, так и своЄ место жительства Ч это и есть застойна€ бедность (см. [7]). “акие люди не участвуют в жизни гражданского общества.

ѕоэтому бедность преп€тствует развитию гражданского общества и, значит, государства. ƒл€ развити€ гражданского общества проблему бедности придЄтс€ решать.  аким образом? „ерез изменение менталитета людей. ¬от пример: культурна€ революци€ 20-хЧ30-х гг. XX века способствовала созданию в стране индустриального общества и, в конечном итоге, привела к решению социальных проблем царской –оссии. —ейчас мы вступаем на следующий Ч постиндустриальный Ч этап развити€ нашего общества и переживаем новую Ч постиндустриальную Ч культурную революцию.

ѕроизводственным ресурсом постиндустриального общества станов€тс€ информаци€ и знани€. Ќаучные разработки станов€тс€ главной движущей силой экономики. Ќаиболее ценными качествами €вл€ютс€ реальный уровень образовани€, профессионализм, обучаемость и креативность (способность к созданию чего-то нового) работника.

Ќачинать решение проблем, св€занных с бедностью Ч проходить начальные этапы постиндустриальной культурной революции, Ч нужно уже сейчас, причЄм этой работой должна заниматьс€ не только государственна€ власть, но, в основном, гражданское общество. –оль общественного совета здесь состоит в управлении этим процессом. «десь много работы: воспитание активных членов общества, обеспечение свободы доступа к информации. –аботать придЄтс€ с разными поколени€ми и социальными группами, особое внимание удел€€ молодЄжи.

»так, мы получаем 2 главных направлени€ де€тельности общественного совета:

1-е направление. ¬овлечение пассивной части населени€ в общественную жизнь и становление, таким образом, гражданского общества.

2-е направление. –абота с активной частью общества. Ёто, во-первых, обычные люди (местные жители), которым хоть что-то небезразлично; во-вторых, предприниматели, известные, состо€вшиес€ люди, достигшие в жизни значительных успехов; в-третьих, молодЄжь. ќбщественный совет должен обеспечивать обратную св€зь между ними и законодательной властью. «десь и про€витс€ согласование интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправлени€, реализаци€ гражданских инициатив и формирование общественного мнени€ по наиболее важным вопросам экономического и социального развити€.

 

«адачей общественного совета становитс€ организаци€ де€тельности имеющихс€  структур (общественных институтов, организаций и проч.) по этим направлени€м. —ейчас представл€етс€, что можно и нужно использовать следующие структуры:

- библиотеки (центры правовой информации);

- учебные заведени€, научно-исследовательские организации;

- политические партии, общественные организации, различные фонды и т. п.

 

ќт общественного совета требуетс€ организовать работу с этими общественными институтами, найти людей, которые создадут план и механизмы работы, намет€т непосредственных исполнителей. ѕри этом следует иметь в виду, что у этих структур и общественных институтов, у людей, которых они объедин€ют, есть свои интересы, которые часто противоречат друг другу. ќбщественный совет может и должен использовать эти противоречи€ дл€ развити€ гражданского общества. «десь необходимо использовать тризовские методы (“–»« (ј–»«) Ч теори€ (алгоритм) решени€ изобретательских задач). —огласно ј–»«, планомерно, шаг  за  шагом по четким правилам корректируют первоначальную  формулировку  задачи, стро€т  модель задачи, определ€ют имеющиес€ вещественно-полевые ресурсы, составл€ют идеальный конечный  результат, вы€вл€ют и анализируют противоречи€. –азрешение противоречий производитс€ с помощью комплекса принципов разрешени€, примен€емых в зависимости от характера противоречи€. ¬ процессе решени€ задачи используютс€ различные психологические методики, повышающие творческую активность (креативность) участников.  онечна€ цель Ч достижение идеальности, т. е. когда системы нет, а функци€ еЄ выполн€етс€. (подробнее см., например, [1], [6], [11] и другие работы). »деальное управление Ч когда управлени€ нет, а его функции выполн€ютс€: каждый знает, что ему делать, и каждый делает, потому что хочет этого сам.

¬от пример. ѕеред общественным советом сто€т важные задачи: Е (перечислить их из ѕоложени€ Ч у мен€ его нет под рукой). Ќо все эти задачи требуют больших затрат квалифицированного труда. »меем противоречие: поставленные задачи не соответствуют имеющимс€ ресурсам.

¬ общественном совете участвуют представители вузов. Ќе секрет, что образование переживает сейчас глубокий кризис, вызванный р€дом причин, в т. ч. и переходом к постиндустриальному обществу (школа-фабрика не отвечает требовани€м постиндустриального общества). Ётот кризис про€вл€етс€, например, в низком усвоении получаемых знаний, скачивании текстов рефератов, курсовых и дипломных работ из интернета, упадке студенческой научной работы. — точки зрени€ интересов страны система образовани€ работает вхолостуюЕ “. о. мы имеем ещЄ одно противоречие: имеютс€ ресурсы, которые расходуютс€ впустую. ѕроблемы образовани€ усугубл€ютс€ тем, что система образовани€ игнорирует новую дл€ себ€ центральную задачу: научить людей жить в динамичном, быстро мен€ющемс€ информационном мире. ¬прочем, проблемы, сто€щие перед системой образовани€ лишь следствие проблем, сто€щих перед обществом (подробнее Ч см. [2], [9], [10], [12]).

—вои проблемы (вызванные, впрочем, теми же причинами) сто€т и перед другими перечисленными структурами и общественными институтами, Ч например, снижение интереса людей к библиотекам, политическа€ пассивность населени€, как следствие, в т. ч. и бедности, и прочее, и прочееЕ

 

¬ рамках каждой из систем: Ђобщественный советї, Ђучебное заведениеї, Ђцентр правовой информацииї, Ђполитическа€ парти€ї эти проблемы кажутс€ неразрешимыми. –ешение возможно в тризовском переходе в надсистему, объедин€ющую перечисленные структуры под эгидой общественного совета. ћы особо рассчитываем на поддержку и помощь вузов в изучении сто€щих перед обществом задач, поиске решений этих задач и их реализации. ѕредставл€етс€ возможным использовать здесь студенческую научную работу, научно-методические конференции, конкурсы и прочее. ћожно предложить следующее:

1. ѕроводитс€ открытый межвузовский конкурс на лучшую научную работу по вы€влению актуальных социально значимых задач по психологии, педагогике, юриспруденции, социологии и т. д. ∆юри конкурса должно быть достаточно представительным и включать известных и уважаемых людей, представителей политических партий и общественных организаций. ќпредел€ютс€ вузы-победители. ќЅя«ј“≈Ћ№Ќќ выпускаетс€ сборник научных работ, участвовавших в конкурсе.

2. —ледующий конкурс может быть посв€щЄн поиску решений по социально значимым задачам, вы€вленным на первом этапе. –ешени€ могут быть представлены, например, в виде законов, постановлений, каких-то решений, рекомендаций и проч. Ћучшие решени€ могут быть представлены облсовету, городским и районным советам как проекты решений, постановлений и т. п. дл€ прин€ти€ на очередной сессии.

3. —борники научных работ, выполненных под эгидой общественного совета, должны выходить регул€рно, не реже, чем раз в год (лучше Ч чаще). Ќужно будет наладить эту работу Ч сформировать редсовет, определить тиражи, найти деньги и т. д.

4. ћониторинг законодательства муниципальных образований, изучение опыта законодательной и правопримени≠тельной практики субъектов –оссийской ‘едерации, анализ и экспертна€ оценка последствий прин€ти€ и применени€ законов и иных нормативных правовых актов, определение эффективности реализации этих за≠конов и нормативных правовых актов могут также проводитьс€ через открытые межвузовские научные конкурсы. —оответствующие темы предлагаютс€ вузам дл€ курсовых, дипломных работ, даютс€ заказы (гранты) на их разработку.

5. —оциологические и иные исследовани€ в рамках этих проектов могут проводитьс€ через библиотеки (центры правовой информации), в том числе и силами сотрудников библиотек с привлечением грантов.

6. ƒл€ вовлечени€ молодЄжи в активную общественную жизнь, под эгидой общественного совета создаютс€ студенческие (молодЄжные) дискуссионные клубы (общества). –уководител€ми таких обществ могут быть как профессора, доценты, преподаватели вузов, так и активные молодые люди. —ледует подумать, будут ли эти общества внутривузовскими, или, напротив, будут включать студентов разных вузов. Ёти общества будут обсуждать проблемы, имеющие общественную значимость, и искать пути их решени€. ќбщественный совет будет направл€ть и поддерживать де€тельность этих клубов, предлагать им темы дл€ обсуждени€ Ч студенческие дискуссионные клубы будут играть роль своеобразных экспертных групп при общественном совете.  роме того, через такие дискуссионные клубы можно и нужно проводить воспитание и подготовку кадров дл€ политических партий и общественных организаций.

7. “акую же роль, но только дл€ более широких слоЄв населени€, могут и должны играть библиотеки (центры правовой информации).

8. ƒл€ участи€ в работе дискуссионных клубов общественный совет будет привлекать ведущих политиков, известных уважаемых людей. јктивные участники клубов могут привлекатьс€ к работе в общественном совете, направл€тьс€, например, в ћосковскую школу политических исследований и т. п.

9. ƒл€ привлечени€ людей-специалистов по социально-значимым вопросам, требующим специального и дополнительного изучени€, общественный совет будет создавать временные целевые рабочие группы. ”чЄные, специалисты, активные члены дискуссионных клубов и иные лица, не €вл€ющиес€ членами об≠щест≠вен≠ного совета, но ведущие работу по этим вопросам, будут привлекатьс€ в составе этих групп к участию в общественном совете с правом совещательного голоса.

 

ќбщественные институты, ÷ѕ», учебные заведени€ и иные структуры, которые предлагаетс€ задействовать, получат следующие выгоды от сотрудничества с общественным советом и участи€ в его работе:

1.–оль библиотек сейчас сильно упала Ч библиотеки смогут играть роль политических клубов и центров повышени€ образовани€ и, в конечном итоге, стать главными инструментами когнитивной культурной революции. –ешение проблем нехватки денег в библиотеках возможно через привлечение грантов на научно-практическую работу с участием этих библиотек.

2. „то получат партии, общественные организации и т. п.? Ћюба€ парти€ мен€ет общество в соответствие со своими цел€ми. ” любой партии есть какие-то предложени€, улучшающие жизнь общества, которые можно сейчас использовать. ќбщественный совет даЄт парти€м способы реализации тех или иных задумок и предложений.  роме того, при поддержке общественного совета будет функционировать система воспитани€ и подготовки молодых кадров дл€ политических партий и общественных организаций.

3. ”чебные заведени€ найдут пути преодолени€ кризиса образовани€: у студентов наблюдаетс€ снижение познавательной активности, полноценна€ студенческа€ научна€ работа не ведЄтс€ (рефераты, курсовые и дипломы скачиваютс€ из »нтернета), профессорско-преподавательский состав и студенты имеют трудности с публикаци€ми работ, и т. д., и т. п. ќбщественный совет решит эти проблемы:

- содействует воспитанию у молодЄжи убеждЄнности, что от их де€тельности, гражданской позиции зависит жизнь нашего общества и нашей страны;

- даст социально значимые темы дл€ научной работы Ч будет просто замечательно, если студент найдЄт, пусть и в интернете, решение реальной проблемы, тем более, что Ђизучение и применение в Ћипецкой области положительного опыта законодательной и правоприменительной практики субъектов –оссийской ‘едерацииї Ч одна из задач общественного совета;

- предоставит возможность публикации этих работ.

 

—истема образовани€, таким образом, сможет подойти к решению своей задачи Ч учить (и научить) людей активно жить в информационном обществе. ѕринимать новые реалии, быстро ориентироватьс€, обучатьс€, принимать самосто€тельные решени€.

 

¬ отдалЄнной перспективе возможно создание под эгидой общественного совета на базе высших учебных заведений, центров правовой информации (библиотек) и иных общественных институтов чего-то вроде Ђфабрик мыслиї Ч американских Ђthink tankї. »де€ фабрик мысли заключаетс€ в том, что управление чрезвычайно тесно прив€зываетс€ к познанию. ‘абрика мысли Ч это структура, состо€ща€ из людей, которые хорошо понимают то, что делают учЄные, и могут изложить это на €зыке, доступном администратору, тем самым, дава€ ему возможность разумного прин€ти€ решени€. Ќаиболее известный Ђthink tankї Ч это, безусловно, Rand-Corporation, котора€ сейчас €вл€етс€ одной из главных структур, сопровождающих процесс прин€ти€ решений высшими элитами —Ўј [9].

 

“аким образом, общественный совет будет выступать в роли своеобразного штаба гражданского общества. –оль общественного совета будет заключатьс€ в обеспечении обратной св€зи между государством и обществом. ќсновными направлени€ми де€тельности общественного совета станут: вовлечение пассивной части населени€ в общественную жизнь и развитие, таким образом, гражданского общества (1-е направление) и работа с активной частью общества (2-е направление). «адачей общественного совета станет организаци€ де€тельности имеющихс€  структур (общественных институтов, организаций и проч.) по этим направлени€м. –абота общественного совета с этими и иными структурами должна вестись с использованием тризовских методов.

 

Ћитература

1. јльтшуллер √. —. —правка “–»«-88.

2. √ин ј. Ўкола-фабрика умрет. „то дальше? http://www.trizway.com/art/form/25_0.html.

3. »смаилов –. ј. —тратеги€ за гражданское общество. http://www.igstab.ru/materials/black/Ism_SocietyStab.htm.

4. »смаилов –. ј. ”правление в услови€х кризиса. http://okh.nm.ru/materials/black/Ism_Administr.htm.

5. »смаилов –.ј., ѕереслегин —.Ѕ. ѕарадоксы когнитивизма: «аписки строител€ светлого будущего. http://www.igstab.ru/materials/Ismailov/Ism_Cognitiv.htm.

6. ћитрофанов ¬. ¬. ћоЄ понимание “–»«.

7. ѕереслегин —. Ѕ. Ѕедность. http://traditio.ru.

8. ѕереслегин —. Ѕ. Ѕюрократи€ будущего: рефлексивные механизмы управлени€. http://okh.nm.ru/materials/black/Per_BuroRefl.htm.

9. ѕереслегин —. Ѕ. ќткрыта€ лекци€ Ђќт университета к знаниевому реакторуї. http://www.igstab.ru/materials/Pereslegin/Per_fromUniv.htm.

10. ѕереслегин —. Ѕ., группа  Ѕ. —тратеги€ дл€ русского образовани€, или ЂЅольшой «анзибар чужими рукамиї.

11. ‘аер —. ј. ѕереход от физического противоречи€ к идее решени€ инструментами “–»«.

12. Zatvornik. —тратеги€ дл€ образовани€ Ч поговорим о принципах. http://www.igstab.ru/materials/other/LT_Education.htm.

 

 
     
     
     
Last modified: 03/30/16