Тезисы
лекции:
1. Кризис =>
потеря управляемости. Нужны инновации. Основа - ТРИЗ.
2. Развитие
системного креативного мышления и, переходя к управлению, - креативного
менеджмента.
3.
Учебно-производственный креативно-ситуационный центр:
- программа
(приложение) для анализа ситуации - картинки, обозначающие объекты
управления и стрелки, обозначающие взаимосвязь этих объектов, действия над
ними и т. п. (что-то, вроде описания бизнес-процессов);
-
объединение учащихся в рабочие группы, исходя из результатов тестов (на
взаимодополняемость, на психологическую совместимость;
- проекты
разбиваются на части (подпроекты), каждый подпроект даётся отд. группе и
выполняется в программе (АРМ);
- в процессе
развития проектов готовятся курсовые и дипломные работы.
4. Собственно,
стратегия развития образования. Школе нужен менеджер (sic!), определяющий
содержание учебного процесса, исходя из потребностей рынка и привлекающий
инвестиции.
5. Работа в
школе с использованием автоматизированных рабочих мест (АРМ)- в принципе, то
же, что и п. 3:
- АРМ
"Ученик" - задания ученику и контроль их выполнения учителем;
- учебная
работа в классе (впрочем, я не вполне понял, это то же самое, что АРМ
"Ученик", или нет);
- статистика
и отчётность в их программах пока не делается, но, в принципе, м/б
реализована.
6. Примеры
использования (много сказано, на слайдах конечный результат анализа --
описания бизнес-процессов различных видов деятельности, как по предметам
школьного, специального и высшего образования (упоминались математика,
стереометрия в частности, история, спецпредметы), так и отдельных явлений.
Высокая эффективность: девочка посидела полчаса в интернете и сделала
профессиональный анализ организованной преступности. !?? Особо
подчёркивается, что специальная компьютерная программа, в принципе, не нужна
- всё схемы (картинки и стрелки можно рисовать и в Paint, и даже на бумаге
(А.В. говорил о миллиметровке, но мне кажется, что можно использовать любые
относительно чистые листки).
Мои выводы:
1. Говорилось
только об описании и анализе явлений. О синтезе - развитии явления, системы,
воздействии на систему со стороны субъекта управления не было сказано.
2. ТРИЗ только
упоминался вскользь, словно для красного словца; о тризовских методах
(построение модели, определение ресурсов, формулировка идеального конечного
результата, выявление противоречий, использование принципов разрешения
противоречий) в образовании не было сказано. Впрочем, психологические
методики, повышающие творческую активность (креативность) участников
применяются в ТРИЗ на этапе разрешения противоречий. Но сами по себе эти и
другие методики - ещё не ТРИЗ!
3. Школьные
предметы и вузовские дисциплины рассматривались как бизнес-процессы
(впрочем, термин "бизнес-процесс" ни разу не был упомянут). Изучение
предмета (дисциплины) проходит через описание соответствующего
бизнес-процесса. С одной стороны, сведение серьёзных вещей к комиксам
(картинкам со стрелками) упрощает понимание сути явлений. С другой стороны,
смогут ли учащиеся впоследствии описывать предметы, явления и проч. простым
языком без использования схем, что называется "на пальцах"? Что будет с
развитием устной и письменной речи?
А может, мы
вернёмся в доисторические времена (как они описываются в приключенческих
повестях), когда для общения протолюдей хватало простых рисунков, разных
ужимок и нечленораздельных звуков, их комментирующих?
Рисовать,
конечно, будем не охрой на стенах пещер, а с применением самых совершенных
технических средств (эти технические средства нам сделают китайцы).
Цивилизация одержит убедительную победу над культурой России. Введение
школьных менеджеров - верный шаг в этом направлении.
4. Идея
введения западных стандартов (шаблонов, матриц, ЕГЭ и т.п.) подрывает
исторически сформировавшиеся отечественные основы образования в России,
приводит к деградации системы как таковой. Народ прекрасно понимает, куда
идет эта дорожка! Но для отвлечения масс от негативных последствий вброшена
идея коммерциализации среднего и высшего образования, якобы приносящая
народу благо. На деле умственный потенциал российского человека год от года
падает на глобализованном рынке конкуренции знаний и технологий.
Чтобы народ
этого не заметил, ему подбросили идею организации торговли на всех звеньях и
этапах образования. Разукрасили этот процесс как для папуасов яркими
фантиками, а о результатах этого процесса запретили говорить всем и вся.
Цель же этих инноваций – уничтожить одну из лучших систем образования в
мире. Американцы это знают, ибо советник Барака Обамы Майкл Макфол на чисто
русском языке говорил: «Система образования в России - одна из лучших в
мире!»
Американцы это
знают! Знаем ли и помним ли мы – русские?!
P.S.
1. По поводу сравнения американского и российского образования см.,
например,
http://www.sociodinamika.com/articles/phd.html.
Вассерман-11
ПланДаллеса
2. А про
«позитив» или «негатив» - не всё ли равно? ;-) За это ещё Сократа судили. |